Портрет как предмет изображения в отдельных прижизненных изданиях романа В. Я. Брюсова "Огненный ангел" (литература и книжная графика)

Автор: Дровалева Наталия Алексеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (41), 2017 года.

Бесплатный доступ

В данной статье портрет рассматривается как универсальная точка, в которой сходятся разные виды искусства. Диалог литературы и книжной графики в контексте синтеза искусств открывает новые возможности для междисциплинарных исследований. Анализ портретов героев в тексте и гравюрных портретов в «Огненном ангеле» В.Я. Брюсова позволяет заключить, что портреты и главных, и второстепенных героев в тексте романа живописны и многомерны, а ксилографические портреты сохраняют условность и простоту языка эпохи. Кроме того, контрастивное сравнение гравюрных иллюстраций со словесными «рисунками» позволяет найти еще один аргумент в споре о жанровой принадлежности романа и доказать, что определение «символистский» подходит к нему больше других. Представленный в работе анализ изображения внешности героев в тексте и гравюрных портретов на страницах романа В.Я. Брюсова «Огненный ангел» расширяет понимание механизмов синтеза искусств в эпоху Серебряного века и позволяет выявить особенности словесного портрета в романе, определенные владеющим тайнами ремесла нескольких видов искусства автором.

Еще

В.я. брюсов, "огненный ангел", портрет, символизм, символистский роман, синтез искусств, книготворчество, гравюра

Короткий адрес: https://sciup.org/14914605

IDR: 14914605

Список литературы Портрет как предмет изображения в отдельных прижизненных изданиях романа В. Я. Брюсова "Огненный ангел" (литература и книжная графика)

  • Чегодаев А.Д. Пути развития русской советской книжной графики. М., 1955.
  • Шантыко Н.И. Творчество советских иллюстраторов. М., 1962.
  • Пахомов В.В. Книжное искусство: в 2 т. М., 1962.
  • Гончаров А.Д. Художник и книга. М., 1964.
  • Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. М., 1977.
  • Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., 1992. С. 324.
  • Царева Н.А. Проблемы философии искусства и культуры в русском символизме и европейском постмодернизме (компаративистский подход). Владивосток, 2009. С. 228.
  • Переписка с Андреем Белым (1902-1912)//Литературное наследство. Т. 85. Валерий Брюсов. М., 1976. С. 14.
  • Письма В.Я. Брюсова к П.П. Перцову: 1894-1896 гг.: (к истории раннего символизма). М., 1927. С. 37.
  • Толстых Г.А. Книготворческие взгляды русских поэтов-символистов//Книга: исследования и материалы. Сб. 68. М., 1994. С. 209-229.
  • Уртминцева М.Г. Говорящая живопись. (Очерки истории литературного портрета). Нижний Новгород, 2000. С. 4.
  • Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М., 2013. С. 140.
  • Белова Ю.Н. Прево и Ватто: волшебные отражения иллюзий. Иллюстрации Ю. Гравелло и Ж.-Ж. Паскье к роману А.-Ф. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско»//Библиофилы России: альманах. Т. 5. М., 2008. С. 172-188.
  • Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986. С. 148-149.
  • Пуришев Б.И. Брюсов и немецкая культура XVI века//Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 4. М., 1974. С. 338.
  • Тарабукин Н.М. Портрет, как проблема стиля//Искусство портрета. М., 1928. С. 173.
  • Белецкий А.И. Первый исторический роман В.Я. Брюсова//Брюсов В.Я. Огненный ангел. М., 1993. С. 414.
  • Мирза-Авакян М.Л. Образ Нины Петровской в творческой судьбе В.Я. Брюсова//Брюсовские чтения 1983 года. Ереван, 1985. С. 223-234.
  • Переписка с Андреем Белым (1902-1912)//Литературное наследство. Т. 85. Валерий Брюсов. М., 1976. С. 332.
  • Белецкий А.И. Первый исторический роман В.Я. Брюсова//Брюсов В.Я. Огненный ангел. М., 1993.
Еще
Статья научная