Понятия справедливости и благочестия в византийской политико-философской мысли IV века

Автор: Карчагин Евгений Владимирович, Токарева Светлана Борисовна, Яворский Дмитрий Ромуальдович

Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu

Рубрика: Византийское православие

Статья в выпуске: 6 т.26, 2021 года.

Бесплатный доступ

Введение. Статья посвящена анализу смысловых трансформаций понятия справедливости в ранневизантийской мысли. Цель исследования - проверка гипотезы, объясняющей семантические сдвиги в значении понятия справедливости в философской и теологической литературе политическими процессами и событиями. Методы. В рамках анализа политико-философских и политико-богословских текстов IV в. («Слово царю Константину по случаю тридцатилетия его царствования» Евсевия, епископа Кесарийского; «Похвальная речь Констанцию» и «О деяниях самодержца и о царстве» императора Юлиана Отступника; «О царстве» Синезия Киренского) использовался методологический инструментарий истории понятий. Анализ. В ходе анализа была выявлена коллизия понятий «справедливость» и «благочестие». Обнаружено, что в анализируемых текстах нарушается свойственное античной политико-философской традиции соотношение этих понятий, при котором благочестие рассматривается как форма проявления справедливости. В текстах Евсевия Кесарийского благочестие предстает как особенная добродетель, не связанная со справедливостью. При этом частотность употребления понятия «благочестие» в значении добродетели правителя значительно превосходит частотность употребления понятия «справедливость» в значении политической добродетели. В трудах императора Юстиниана дискурсивный статус «справедливости» восстанавливается. Однако в политической философии Синезия Киренского закрепляется соотношение понятий справедливости и благочестия, прописанное Евсевием Кесарийским. Результаты. Выявленные семантические сдвиги в значении понятия справедливости объясняются, с одной стороны, влиянием религиозного дискурса на политический, вполне оправданным в трудах богословов, с другой - кризисом полисных и республиканских политических технологий и дискурсов в ситуации усложнения управленческих задач, стоявших перед римскими императорами IV столетия, что впоследствии привело к формированию специфического византийского «таксиса» - социокультурного порядка. В связи с этим тексты императора Юлиана можно рассматривать как неудачную попытку реставрации прежнего дискурса, попытку вернуть справедливости главенствующее место среди добродетелей правителя. О неудачности этой попытки свидетельствуют тексты Синезия Киренского. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в корпусе философско-богословских текстов генерируется новый христианско-имперский политический дискурс, в котором понятию справедливости отведено сравнительно скромное место. Вклад авторов. Е.В. Карчагин разработал концепцию статьи, осуществил ее общую научную редакцию, проанализировал трактат «О царстве» Синезия Киренского и соотношение добродетелей справедливости и благочестия применительно к византийским императорам V-VII вв. С.Б. Токарева проанализировала формирование древнегреческой интеллектуальной традиции осмысления справедливости и тексты императора Юлиана («Отступника»). Д.Р. Яворский проанализировал эллинистический период осмысления справедливости и тексты Евсевия, епископа Кесарийского.

Еще

Справедливость, благочестие, история понятий, византийская империя, византийский император, евсевий кесарийский, юлиан отступник, синезий киренский

Короткий адрес: https://sciup.org/149139486

IDR: 149139486   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2021.6.18

Список литературы Понятия справедливости и благочестия в византийской политико-философской мысли IV века

  • Диль, Ш. История византийской империи / Ш. Диль. - М. : Гос. изд-во иностр. лит., 1948. - 160 с.
  • Евсевий Памфил. Слово царю Константину по случаю тридцатилетия его царствования / Ев-севий Памфил // Сочинения Евсевия Памфила, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской духовной академии. - СПб. : Тип. К. Фишера, 1850. -С. 343-442.
  • Евхологий Барберини гр. 336 / изд., предисл. и примеч. Е. Велковской, С. Паренти ; пер. с итал. С. Голованова ; ред. рус. пер. Е. Велковской, М. Живовой. - Омск : Голованов, 2011. - 512 с.
  • Император Юлиан. Полное собрание творений / Император Юлиан ; пер. Т. Г. Сидаша. -СПб. : Квадривиум, 2016. - 1083 с.
  • Карчагин, Е. В. Понятие справедливости в ис-торииранневизантийсюй мысли (IV-VII вв.) /Е. В. Карчагин, С. Б. Токарева, Д. Р. Яворский // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. -2017. - Т. 22, №> 5. - С. 214-226. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu4.2017.5.20.
  • Козеллек, Р. Социальная история и история понятий / Р. Козеллек // Исторические понятия и политические идеи в России XVI-XX века. - СПб. : Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге : Алетейя, 2006. - С. 33-53.
  • Лёр, В. Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский период / В. Лёр // Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета. Серия 2, История. История Русской Православной Церкви. - 2014. - Вып. 4 (59). - С. 9-27.
  • Медведев, И. П. Правовая культура Византийской Империи / И. П. Медведев. - СПб. : Алетейя, 2001. - 576 с.
  • О добродетелях и пороках / пер., коммент. и предисл. Е. В. Карчагина и Д. Р. Яворского // «Никомахова этика» в истории европейской мысли. Альманах / под ред. О. Э. Душина, К. А. Шморага. -СПб. ; Псков : Псков. гос. ун-т, 2017. - С. 227-237.
  • Платон. Собрание сочинений : в 4 т. - М. : Мысль, 1990-1994. - Т. 1. - 1990. - 860 с. ; Т. 3. -1994. - 654 с. ; Т. 4. - 1994. - 830 с.
  • Попов, И. Н. Ираклий / И. Н. Попов, П. В. Ку-зенков // Православная энциклопедия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/ text/673855.html (дата обращения: 10.05.2020). - Загл. с экрана.
  • Синезий Киренский. О царстве / Синезий Киренский ; пер. М. В. Левченко // Византийский временник. - 1953. - Т. 6 (31). - С. 327-357.
  • Феодорит Кирский, блаж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла / Феодорит Кирский, блаж. - М. : Сиб. Благозвон-ница, 2013. - 650 с.
  • Dagron, G. Emperor and Priest : The Imperial Office in Byzantium / G. Dagron. - Cambridge : Cambridge University Press, 2003. - 326 p.
  • Die Fragmente der Vorsokratiker. Bd. 1 / hrsg. von H. Diels, W. Kranz. - Berlin : Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, 1960. - 504 S.
  • Dvornik, F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy : Origins and Background / F. Dvornik. -Washington : Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, 1966. - 975 p.
  • Evans, J. A. S. The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power / J. A. S. Evans. - L. ; N. Y. : Routledge, 2000. - 360 p.
  • Eusebius. De laudibus Constantini // Eusebius Werke. Bd. 1 / hrsg. von I. A. Heikel. - Leipzig : Hinrichs, 1902. - S. 195-259.
  • Hamphries, M. Christianity and Paganism in the RomanEmpire, 250-450 CE / M. Hamphries //A Companion to Religion in Late Antiquity / ed. by J. Loessel, N. J. BakerBrian. - Hoboken : Wiley Blackwell, 2018. - P. 61-80.
  • Julien (L'Empereur). 'EyKœmov elç xôv ай-тократора Kœvcxavxiov // L'Empereur Julien. Oeuvres complètes. T. 1, 1re partie. Discours de Julien César / texte établi et traduit par J. Bidez. - Paris : Les Belles Lettres, 1932. - P. 10-68.
  • Julien (L'Empereur). Пер1 töv то™ ай-тократород npa^eœv ~ nepl ßaciXeiag // L'Empereur Julien. Oeuvres complètes. T. 1. 1re partie. Discours de Julien César / texte établi et trad. par J. Bidez. - Paris : Les Belles Lettres, 1932. - P. 116-180.
  • Kaldellis, A. The Byzantine Republic: People and Power in New Rome / A. Kaldellis. - Cambridge ; L. : Harvard University Press, 2015. - XVI, 290 p.
  • Synesius Cyrenensis. Oratio de regno // Synesii Cyrenensis hymni et opuscula / ed. N. Terzaghi. - Rome : Polygraphica, 1944. - P. 5-62.
  • Treadgold, W. A History of the Byzantine State and Society / W. Treadgold. - Stanford : Stanford University Press, 1997. - XXIII, 1020 p.
Еще
Статья научная