Понятие справедливости в истории ранневизантийской мысли (IV-VII вв.)

Автор: Карчагин Евгений Владимирович, Токарева Светлана Борисовна, Яворский Дмитрий Ромуальдович

Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu

Рубрика: Византиноведение и философия: метаморфозы отношений

Статья в выпуске: 5 (47), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию смысловых трансформаций понятия «справедливость» в рамках ведущих интеллектуальных традиций ранневизантийской эпохи: языческого позднеантичного неоплатонизма и раннего христианства, представленного отцами-каппадокийцами и христианским неоплатонизмом. Анализ корпуса текстов Прокла и его преемников, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника показал, что сохранение прежних и возникновение новых смыслов и коннотаций понятия «справедливость» было обусловлено особой культурной ситуацией: адаптацией христианства к имперской языческой интеллектуальной культуре, смещением полюса власти от язычества к христианству, расширением и, соответственно, качественным изменением состава церковных общин. Античное понятие справедливости как равноценного обмена, проявляющегося в обществе преимущественно в «распределении по достоинству», в языческом неоплатонизме было перенесено из этической сферы в онтологическую, а в христианской интеллектуальной традиции восполнено богословскими размышлениями о непостижимой божественной справедливости и новым пониманием справедливости как праведности, то есть безусловном исполнении обязанностей, возложенных Богом. Осмысление причин и направления смысловой трансформации представлений о справедливости в ментальном мире ранневизантийской эпохи потребовало сравнительного анализа семантики понятия «справедливость» в языческом позднеантичном неоплатонизме и раннем христианстве. Анализ корпуса текстов Прокла и его преемников, представлявших языческий вариант неоплатонизма, выполнен Д.Р. Яворским. Исследование смысловой ревизии античного понятия справедливости у представителей «каппадакийского кружка» проведено С.Б. Токаревой. Анализ рецепции античной традиции осмысления справедливости в Ареопагитском корпусе и у Максима Исповедника осуществлен Е.В. Карчагиным. Подготовка соответствующих разделов текста в рамках единого замысла работы осуществлялась каждым автором самостоятельно.

Еще

Ранневизантийская интеллектуальная традиция, справедливость, ментальность, неоплатонизм, христианский неоплатонизм, отцы-каппадокийцы

Короткий адрес: https://sciup.org/14972456

IDR: 14972456   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2017.5.20

Список литературы Понятие справедливости в истории ранневизантийской мысли (IV-VII вв.)

  • Аристотель. Большая этика/Аристотель//Сочинения в 4-х т. Т. 4/Аристотель. -М., 1983.
  • Василий Великий. Беседы на псалмы/Василий Великий//Творения. В 2 т. Том первый. Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы/Василий Великий, свт. -М.: Сибирская Благозвонница, 2008. -С. 315-418.
  • Василий Великий. Беседы на Шестоднев/Василий Великий//Творения. В 2 т. Том первый. Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы/Василий Великий, свт. -М.: Сибирская Благозвонница, 2008. -С. 215-293.
  • Василий Великий. Беседа вторая о человеке святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского/Василий Великий//Творения. В 2 т. Том первый. Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы/Василий Великий, свт. -М.: Сибирская Благозвонница, 2008. -С. 305-315.
  • Ведешкин, М. А. Языческая интеллектуальная элита Восточной Римской империи в V-VI веках/М. А. Ведешкин//Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2/под ред. М. С. Петровой. -М.: Аквилон, 2014. -С. 153-191.
  • Григорий Богослов. Творения. В 2 т./Григорий Богослов. -Спб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1912. -Т. 1. -680 с.
  • Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Григорий Нисский. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1276599508.ogl_ slovo.pdf. -Загл. с экрана.
  • Гуревич, А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов»/А. Я. Гуревич. -М.: Индрик, 1993. -327 с.
  • Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии/Дионисий Ареопагит//Сочинения. Толкования Максима Исповедника/Дионисий Ареопагит. -СПб.: Алетейя: Изд-во Олега Абышко, 2002. -С. 36-206.
  • Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии/Дионисий Ареопагит//Сочинения. Толкования Максима Исповедника/Дионисий Ареопагит. -СПб.: Алетейя: Изд-во Олега Абышко, 2002. -С. 566-735.
  • Дионисий Ареопагит. О божественных именах/Дионисий Ареопагит//Сочинения. Толкования Максима Исповедника/Дионисий Ареопагит. -СПб.: Алетейя: Изд-во Олега Абышко, 2002. -С. 206-565.
  • Карчагин, Е. В. Справедливость: Понятие, ценность, норма: научная монография/Е. В. Карчагин. -Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2013. -185 с.
  • Козеллек, Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий/Р. Козеллек//История понятий, история дискурса, история метафор: сб. ст.: пер. с нем./под ред. Х. Э. Бедекера. -М.: Новое литературное обозрение, 2010. -С. 21-33.
  • Козеллек, Р. Социальная история и история понятий/Р. Козеллек//Исторические понятия и политические идеи в России, XV-XX века: сб. науч. работ. -СПб., 2006. -С. 33-53.
  • Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2/А. Ф. Лосев. -Харьков: Фолио; М.: Аст, 2000. -544 с.
  • Лурье, В. М. История византийской философии. Формативный период/В. М. Лурье. -СПб., 2006.
  • Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию/Максим Исповедник//Творения преподобного Максима Исповедника/пер. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова; вступ. ст. и примеч. А. И. Сидорова. -Кн. II. -М., 1994. -347 с.
  • Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX/преп. Максим Исповедник//Альфа и Омега. -1999. -№ 1 (19). -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falassiyu/. -Загл. с экрана.
  • Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXIV/преп. Максим Исповедник; пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. -2009. -№ 3 (57). -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falassiyu-vopros-lxiv/. -Загл. с экрана.
  • Максим Исповедник. Вопросы и недоумения/прп. Максим Исповедник//Вопросы и недоумения/прп. Максим Исповедник; пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова; сост., предисл., коммент. и науч. ред. Г. И. Беневича; отв. ред. Д. А. Поспелов. -М.: Святая гора Афон: Никея: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2010. -488 с.
  • Максим Исповедник. Главы о любви/Максим Исповедник//Творения преподобного Максима Исповедника/пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. -Кн. I. -М., 1993. -С. 98-145.
  • Максим Исповедник. Мистагогия/Максим Исповедник//Творения преподобного Максима Исповедника/пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. -Кн. I. -М., 1993. -С. 154-184.
  • Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню/Максим Исповедник//Творения преподобного Максима Исповедника/пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. -Кн. I. -М., 1993. -С. 185-202.
  • Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3/Платон. -М., 1994.
  • Порфирий. Отправные точки к умопостигаемому (Сентенции)/Порфирий//Сочинения/Порфирий; пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. -С. 5-48.
  • Псевдо-Аристотель. О добродетелях и пороках/Псевдо-Аристотель; пер. Е. В. Карчагина, Д. Р. Яворского//VERBUM. -2017. -Вып. 19 (в печати).
  • Саллюстия философа книга о богах и о мире/пер. Ю. А. Шичалина//Учебники платоновской философии. -М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина; Томск: Водолей, 1995. -С. 105-120.
  • Светлов, Р. В. Дамаский Диадох как представитель Афинской школы неоплатонизма/Р. В. Светлов, Л. Ю. Лукомский//Дамаский Диадох. О первых началах. -СПб., 2000. -С. 755-828.
  • Симпликий. Коментарий на «Энхиридион» Эпиктета//Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жизни); Симпликий. Коментарий на «Энхиридион» Эпиктета. -СПб.: Владимир Даль, 2012. -С. 85-396.
  • Ямвлих. Теологумены арифметики/Ямвлих//УЧПЛЗ. -2009. -Т. 3, вып. 1. -С. 279-335.
  • Havelock, E. A. The Greek Concept of Justice. From Its Shadow in Homer to Its Substance in Plato/E. A. Havelock. -Cambridge (Mass.) and L.: Harvard University Press, 1978. -382 p
  • Justice: Interdisciplinary Perspectives/ed. by K. Scherer. -Cambridge: Cambridge University Press, 1992. -XII + 302 p.
  • Justice: Views from the Social Sciences/ed. by R. L. Cohen. -N. Y.; L.: Plenum Press, 1986. -XII, 284 p.
  • Nitsch, T. O. Social Justice: The New-Testament Perspective/T. O. Nitsch//Ancient and Medieval Economic Ideas and Concepts of Social Justice/ed. by S. T. Lowry, B. Gordon. -Leiden: Brill, 1998. -P. 147-162.
  • Sieben, H. J. Voces. Eine Bibliographie zu Wфrtern und Begriffen aus der Patristik (1918-1978)/H. J. Sieben. -Berlin: W. de Gruyter, 1980. -461 S.
  • Social Justice in the Ancient World/ed. K. D. Irani, Morris Silver. -Westport: Greenwood Press, 1995. -232 p.
  • Whittaker, Th. The Neo-Platonists. A study in the history of helenism/Th. Whittaker. -Cambridge: The University Press, 1918.
Еще
Статья научная