Полемика Шантаракшиты и Камалашилы с мимансаками о существовании и свойствах атмана в "Таттвасанграха-Панджике" (перевод фрагмента)

Автор: Титлин Лев Игоревич

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Научные переводы

Статья в выпуске: 1 т.17, 2018 года.

Бесплатный доступ

Шантаракшита - буддийский философ VIII в. н. э., один из важнейших буддистских мыслителей Индии и Тибета, представитель махаянской школы йогачара-сватантрика-мадхъямака. Самое знаменитое произведение Шантаракшиты - «Таттвасанграха» («Собрание сущностных [проблем]», или «Компендиум категорий») - масштабное полемическое сочинение, в двадцати шести главах которого автор подвергает критике двадцать шесть основных понятий главных философских школ Индии (санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги и веданты, а также джайнизма и буддизма других школ). В разделе «Полемика с мимансаками об атмане (субъекте)» из главы «Атмапарикша» (букв. «Исследование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты с комментарием «Панджика» Камалашилы разворачивается философская полемика между буддизмом и индийской школой миманса по вопросу о существовании и свойствах атмана (субъекта). Целью статьи является введение в научный оборот первого перевода с санскрита на русский язык раздела «Полемика с мимансаками об атмане» главы «Атмапарикша» (букв. «Исследование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты с комментарием «Панджика» Камалашилы. Материалы и методы: перевод выполнен с критического издания С.Д. Шастри [18]. Использовался также единственный перевод текста на английский язык Г. Джха [11]. Также был использован единственный перевод раздела на французский язык с санскрита И. Ратье [16]. В статье применяется распространенная методология философского перевода с санскрита на русский язык. Также применяется метод историкофилософской реконструкции. Результаты исследования: в ходе исследования автор показал, что согласно мимансакам, атман имеет форму сознания (чайтаньи) и исключающую и включающую природу. Исключающую - как местопребывание удовлетворенности и неудовлетворенности и т. д., которые являются взаимоисключающими состояниями, включающую - как последовательность сознания, сущностности, благих качеств и т. д. Шантаракшита же критикует положения мимансаков, вскрывая противоречия в их внутренней философской логике.Обсуждение и заключения: делается вывод о том, что основная аргументация Шантаракшиты в споре с мимансаками сводится к тому, что (по его мнению) имеет место противоречие между понятием вечного и неизменного атмана и его свойствами как познающего и действующего субъекта. Действительно, буддисты здесь исходят из опыта, который говорит о том, что все наши познания преходящи и изменчивы, и мы не обнаруживаем внутри себя никакого вечного и неизменного субъекта. Даже если бы он и был, он бы не мог иметь никакого отношения к конкретным изменчивым фактам психики и моментам сознания. Таким образом, делает вывод Шантаракшита, понятие о неизменном атмане как о реалии - лишь иллюзия психики, которая не подтверждается реальным опытом и вступает в логическое противоречие с фактами.

Еще

Субъект, душа, шантаракшита, камалашила, "таттвасанграха", атман, "я"

Короткий адрес: https://sciup.org/14974903

ID: 14974903   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2018.1.6

Список литературы Полемика Шантаракшиты и Камалашилы с мимансаками о существовании и свойствах атмана в "Таттвасанграха-Панджике" (перевод фрагмента)

  • Индийская философия: Энциклопедия/отв. ред. М. Т. Степанянц. -М.: Вост. лит., 2009. -953 с.
  • Лепехов, С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации/С. Ю. Лепехов. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. -238 с.
  • Лысенко, В. Г. Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного познания/В. Г. Лысенко, Н. А. Канаева. -М.: Институт философии РАН, 2014. -295 с.
  • Титлин, Л. И. Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты/Л. И. Титлин//Электронный журнал Философская мысль. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://author.nbpublish.com/fr/preprint_20948.html (дата обращения: 10.10.2017). -Загл. с экрана.
  • Титлин, Л. И. Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса/Л. И. Титлин//Философия и культура. -2013. -№ 1. -C. 30-49.
  • Философия буддизма: энциклопедия/отв. ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. -М.: Вост. лит., 2011. -1045 с.
  • Чаттерджи, А. К. Идеализм йогачары/А. К. Чаттерджи; пер. Д. Устьянцев. -Шечен: 2004. -268 с.
Другой