Персоналистическая методология в историко-философских исследованиях А.Ф. Лосева

Автор: Ряснова Ольга Владимировна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 т.17, 2018 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена рассмотрению двух парадигм личности в рамках персоналистической установки историко-философской концепции А.Ф. Лосева. В качестве контекста дается краткий обзор персоналистических воззрений некоторых философов ХХ в. (П.А. Флоренский, М.К. Мамардашвили, А. Мацейна, В.В. Миронов, С.М. Половинкин). Приводятся оригинальные авторские формулировки личности, отражающие диалектический подход А.Ф. Лосева к проблеме личности. Делается вывод о личностности самого процесса философствования. Лосев выделяет две концепции личности, различая личность субстанциальную и личность атрибутивную. При субстанциальном понимании личность является самодостаточной, уникальной, первичной по отношению к природным характеристикам, свободной от внутренней или внешней необходимости. Признаки такой личности, называемой философом Абсолютной, наиболее соответствуют представлениям об Абсолюте (Боге) в средневековой патристике. Появление представлений об Абсолютной Личности определяется Лосевым как «смысловая революция» и по времени относится к IV-V векам. При атрибутивном понимании личность неабсолютна, ограничена материально-вещественными характеристиками, является лишь частью человеческого существа, одной из его ролей. Так, атрибутивная личность античности представляет собой порождение чувственно-материального космоса, тогда как абсолютная личность Средневековья сама творит этот космос. Понятия об Абсолютной и относительной личности лежат в основе теистической и пантеистической метафизических парадигм, используемых А.Ф. Лосевым в историко-философском анализе эпох античности, Средневековья и Ренессанса. В истории философии, как показывает А.Ф. Лосев, можно наблюдать смену указанных парадигм, свидетельствующую о положительном развитии или, наоборот, регрессе философской мысли. Таким образом, персоналистическое учение А.Ф. Лосева является важным методологическим принципом его работ и может применяться в дальнейших историкофилософских исследованиях.

Еще

Персонализм, персоналистическая концепция а.ф. лосева, личность атрибутивная и личность субстанциальная, абсолютный теизм, относительный теизм, пантеизм

Короткий адрес: https://sciup.org/149130323

IDR: 149130323   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2018.2.4

Список литературы Персоналистическая методология в историко-философских исследованиях А.Ф. Лосева

  • Алексей Федорович Лосев: из творческого наследия: современники о мыслителе / подгот. А. А. Тахо-Годи и В. П. Троицкий. - М.: Русскiй мiр, 2007. - 776 с.
  • Аникеева, Е. Н. Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ / Е. Н. Аникеева. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 256 с.
  • А.Ф. Лосев: творчество, традиции, интерпретации / под общ. науч. ред. А. А. Тахо-Годи, Е. А. Тахо-Годи. - М.: Водолей, 2014. - 448 с.
  • Бибихин, В. В. Мир / В. В. Бибихин. - М.: Водолей, 1995. - 144 с.
  • Бибихин, В. В. Философия и религия / В. В. Бибихин // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 45-55.
  • Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. - СПб.: Наука, 2007. - 389 с.
  • Гусейнов, Г. Ч. Личность мистическая и личность академическая: А.Ф. Лосев о «личности» / Г. Ч. Гусейнов // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 76. - С. 50-63.
  • Лосев, А. Ф. Вещь и имя. Самое само / А. Ф. Лосев; подгот. текста и общ. ред. А. А. ТахоГоди, В. П. Троицкого; вступ. ст. А. Л. Доброхотова; ком. С. В. Яковлева. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2016. - 576 c.
  • Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. - М.: Акад. проект, 2008. - 303 с.
  • Лосев, А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах» / А. Ф. Лосев; подгот. текста и общ. ред. А. А.Тахо-Годи. - СПб.: Изд-во Олега Абышко: Унив. кн., 2009. - 224 с.
  • Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развтия. В 2 кн. Кн. 1 / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1992. - 656 с.
  • Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2 / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1994. - 604 с.
  • Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В. Н. Лосский. - М.: Центр «СЭИ», 1991. - 289 с.
  • Мамардашвили, М. К. Очерк современной европейской философии / М. К. Мамардашвили. - М.: Азбука-Классика, 2008. - 369 с.
  • Мацейна, А. Путем философии / А. Мацейна. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/М/macejna-antanas/velikij-inkvizitor/1 (дата обращения: 05.03.2018). - Загл. с экрана.
  • Половинкин, С. М. Христианский персонализм Павла Флоренского / С. М. Половинкин. - М.: РГГУ, 2015. - 362 с.
  • Хоружий, С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. - СПб.: Алетейя, 1994. - 355 с.
  • Чурсанов, С. А. Лицом к лицу: понятие личности в православном богословии 20 века / С. А. Чурсанов. - М.: ПСТГУ, 2008. - 264 с.
Еще
Статья научная