Переезд на новое место жительства: к проблеме семантизации вещей в современной культуре (на материалах Кольского Заполярья)

Автор: Сулейманова Олеся Анатольевна

Журнал: Арктика и Север @arcticandnorth

Рубрика: Экономика, политика, социум и культура

Статья в выпуске: 27, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению смыслов и функций семейных вещей в процессе переезда на новое место жительства современными горожанами Кольского Севера. Смена места жительства всегда сопряжена с прерыванием устоявшегося быта и привычного размещения вещей. Выявлено, что в процессе переезда предметная среда семьи переорганизуется и трансформируется полностью или частично, что приводит к ускоренному переозначиванию отдельных её элементов и изменению статуса вещей.

Адаптация, быт, вещь, жилище, кольский север, память, переезд, семантика

Короткий адрес: https://sciup.org/14823161

IDR: 14823161   |   DOI: 10.17238/issn2221-2698.2017.27.30

Список литературы Переезд на новое место жительства: к проблеме семантизации вещей в современной культуре (на материалах Кольского Заполярья)

  • Разумова И.А. Миграционный опыт и формирование локальной идентичности жителей Кольского Севера//Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям/Отв.ред. А.П. Деревянко, А.Б. Куделин, В.А. Тишков; Отд-ние ист-филол. наук РАН. М: РОССПЭН. 2010. С.290-298.
  • Douglas M., Isherwood B. The World of Goods. London: AllenLane, 1979. 63 р.
  • Ракитных М.Б. Социокультурная природа феномена потребления в обществе постмодерна: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.13. Томск, 2004. 23 с.
  • Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 511 с.
  • Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. 342 с.
  • Топоров В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции//Балтославянские исследования. М., 1984. С.164-185.
  • Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок)//Труды по знаковым системам. Т. 10. Тарту, 1978. С.65-85.
  • Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Ленинград «Наука», 1983. 192 с.
  • Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: «Наука», 1989. С.63-88.
  • Байбурин А.К. О жизни вещей в традиционной культуре//Живая старина. 1996. №3. С. 2-3.
  • Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. Москва: Индрик, 2004. 320 с.
  • Нора П. Проблематика мест памяти//Франция -память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999. С.17-50.
  • Хальбвакс М. Коллективная и историческая память//Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. С. 8-27.
  • Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
  • Мегилл А. Историческая эпистемология/Перевод М. Кукарцевой, В. Катаева, В. Тимонина. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. 480 с.
  • Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX в. // Труды Ин-та этнографии АН СССР. Т. 31. М., 1956. С. 3-458.
  • Валенцова М.М. Семантика и символика «верха» дома в обрядности славян//Живая старина. 2000. №2. С. 11-13.
  • Пермиловская А.Б. Северный дом. Петрозаводск: ПетроПолис, 2000. 223 с.
  • Юхнева Е. Дом для «старых русских»//Родина. 2003. № 10. С. 26-29.
  • Сулейманова Д.Н. Интерьер жилища волго-уральских татар: развитие и этнокультурная специфика: автореферат дисс. … к.и.н: 07.00.07. Чебоксары, 2007. 22 с.
  • Криничная Н.А. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам)//Этнографическое обозрение. 2009. №2. С. 28-42.
  • Соколова А.В. Этнокультурная специфика еврейского дома в Подолии//Живая старина. 2000. №2. С. 17-22.
  • Алексеева Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (к. XIX -н. XX в.). Новосибирск: «Наука», 2003. 158 с.
  • Наровская А.Н. Общие и локальные особенности интерьера белорусского народного жилища (к. XIX -н. XX в.): автореф. дисс.. к.и.н: 07.00.07. Минск, 1989. 22 с.
  • Садиков Р.Р. Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа.: Гилем, 2001. 181 с.
  • Харузин Н.Н. Очерк истории развития жилища у финнов//Этнографическое обозрение. 1895. №1. С. 35-78.
  • Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX -начало XX в.). М.: «Наука», 1971. 288 с.
  • Крупянская В.Ю., Будина О.Р., Полищук Н.С., Юхнева Н.В. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила (1917-1970). М., «Наука», 1974. 320 с.
  • Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., «Наука», 1977. 359 с.
  • Уразманова Р.К. Особенности формирования и основные черты быта рабочих-нефтяников татар юго-востока Татарии//Этнографическое изучение быта рабочих в СССР. М.: «Наука», 1969. С. 96-118.
  • Фельдман М.А. Правдивая книга из начала 70-х гг. ХХ в.: непроизвольные загадки советской историографии. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18479/1/iurg-2009-63-41.pdf (дата обращения: 27.04. 2015).
  • Миролюбова Л.Р. Вещная среда как феномен культуры/Под ред. доц. Н.А. Козловой. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986.139 с.
  • Агапкина Т.А. Концепт движения в обрядовой мифологии славян (на материале весеннего календарного цикла)//Концепт движения в языке и культуре/Отв. ред. Т.А. Агапкина. М.: Издательство «Индрик», 1996. С. 213-254.
  • Топоров В.Н. Об одном из парадоксов движения. Несколько замечаний о сверх-эмпирическом смысле глагола «стоять», преимущественно в специализированных текстах//Концепт движения в языке и культуре/Отв. ред. Т.А. Агапкина. М.: Издательство «Индрик», 1996. С. 7-88.
  • Толстая С.М. Акциональный код символического языка культуры: движение в ритуале//Концепт движения в языке и культуре/Отв. ред. Т.А. Агапкина. М.: Издательство «Индрик», 1996. С. 89-103.
  • Кляус В.Л. Движение людей/движение предметов в забайкальском святочном обряде заваливания ворот//Концепт движения в языке и культуре/Отв. ред. Т.А. Агапкина. М.: Издательство «Индрик», 1996. С. 271-283.
  • Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. М.: Индрик, 1999. 376 с.
  • Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции ХIХ-ХХ вв. М.: «Индрик», 2003. 528 с.
  • Багаж. Толковый словарь Даля. URL: http://enc-dic.com/dal/Bagazh-685.html (дата обращения: 7.12.2016).
  • Багаж. Толковый словарь Ушакова. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=1294 (дата обращения: 7.12.2016).
  • Багаж. Толковый словарь Ожегова. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Bagazh-930/(дата обращения: 7.12.2016).
  • Багаж. Толковый словарь Ефремовой. URL: http://enc-dic.com/efremova/Bagazh-2737.html (дата обращения: 7.12.2016).
  • «Дорожный». Толковый словарь Дмитриева. URL: http://enc-dic.com/dmytriev/Dorozhn-115.html (дата обращения 2.10.2014).
  • Щепанская Т.Б. Этнография техносферы: традиция и прогностика в фольклорном дискурсе водителей//Аспекты будущего по этнографическим и фольклорным материалам: Сб. науч. ст./Отв. ред. Т.Б. Щепанская. СПб.: МАЭ РАН, 2012.С. 162-183.
  • Васильев М.И. К вопросу о системе русских транспортных коммуникаций X-XX в.//Этнографическое обозрение. 2001. № 5. С. 64-74.
  • Васильев М.И. Русские лыжи: история развития//Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 91-94.
  • Васильев М.И. Русские сухопутные коммуникации и скользящий транспорт Х -начала ХХ веков: основные тенденции развития: автореф. дис. … докт. истор. наук: 07.00.07. Спб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 2009. 47 с.
  • Васильев М.И. Сани в русском погребальном обряде: история изучения и проблема интерпретации//Этнографическое обозрение. 2008. № 4. С. 151-164.
  • Лебедева А.А. Средства переноски тяжестей у восточных славян//Полевые исследования института этнографии/Акад. наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1975. С. 19-28.
  • Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. 376 с.
  • Разумова И.А. Семейные реликвии//Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы/Сборник МАЭ, т. LVII. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. С. 63-70.
  • Сулейманова О.А. «Семейные вещи»: к интерпретации понятия//Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования/Ред. акад. В.Т. Калинников. Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2010. Вып.1. 2/2010 (2). С. 68-79.
  • Сулейманова О.А. Семейные реликвии как социальная собственность//Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. альм. Мурманск: Кн. изд-во, 1996: Города Заполярья: социально-антропологические и социально-экономические аспекты. 2009. №2 (67). С. 49-53.
  • Головнев А.В. Дорожная карта антропологии движения//Уральский исторический вестник. 2012. № 2 (35). С. 4-14. URL: http://ethnobs.ru/library/237/_aview_b19543 (дата обращения: 20.01.2016).
  • Седакова О. Тема «доли» в погребальном обряде//Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990. С. 54-63.
  • Елютина М.Э. Пожилые люди и старые вещи в повседневной жизни//Социологические исследования. 2009. № 7. С. 101-109.
Еще
Статья научная