Памятники с радиально-круговой планировкой: формирование модели сакрального пространства и реконструкция представлений (от синташтинской традиции к эпохе раннего железного века)

Автор: Сотникова С.В.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Проблемы и материалы

Статья в выпуске: 248, 2017 года.

Бесплатный доступ

Наиболее яркие памятники с радиально-круговой планировкой были созданы синташтинским населением эпохи средней бронзы. выдающимся сооружением является Синташтинский большой курган (СБ), состоящий из двух компонентов - погребального комплекса и храма-святилища. В. И. Стефанов в 2009 г.высказал сомнение в безусловной принадлежности СБ к массиву синташтинских древностей, так как единственный реконструируемый сосуд имеет черкаскульский облик. Этого недостаточно для полного пересмотра культурной и хронологическойпринадлежности СБ. вместе с тем традиция радиально-круговой планировки погребальных комплексов в эпоху поздней бронзы охватывает достаточно широкий ареал, включающий черкаскульскую, карасукскую культуры, возможно, «культуру херексуров». Передатировка СБ (полностью или частично) значительно сокращает хронологический разрыв между Аржаном и СБ, что позволяет по-новому подойти к вопросу об определенном типологическом сходстве между ними. Радиально-круговую конструкцию автор интерпретирует как образ колеса со спицами, который в ведийской традиции выступал как символ Года и возрождения.

Еще

Бронзовый век, радиально-круговая планировка, памятникисинташтинского типа, черкаскульская культура, карасукская культура, ранний железный век

Короткий адрес: https://sciup.org/143163945

IDR: 143163945

Список литературы Памятники с радиально-круговой планировкой: формирование модели сакрального пространства и реконструкция представлений (от синташтинской традиции к эпохе раннего железного века)

  • Авеста в русских переводах (1861-1996)/Сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И. В. Рака. 2-е изд., испр. СПб.: Журнал «Нева», Летний Сад, 1998. 480 с.
  • Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата/Пер. с авест., предисл, примеч. и словарь И. М. Стеблина-Каменского. М.: Дружба народов: КРАМАС -Ахмед Ясови, 1993. 207 с.
  • Боковенко Н. А., 1999. Новые памятники радиальной конструкции эпохи поздней бронзы в Центральной Азии//Комплексные общества Центральной Азии в III-I тыс. до н. э.: региональные особенности в свете универсальных моделей: материалы к конф./Ред.: Д. Г. Зданович, Н. О. Иванова, И. В. Предеина. Челябинск: Челябинский гос. ун-т. С. 175-176.
  • Генинг В. Ф., Зданович Г. Б., Генинг В. В., 1992. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во. 408 с.
  • Гуревич Л. Л., 1983. Авестийская «Вара» (О взаимоотношениях мифопоэтического образа и формы сооружения)//Бактрия-Тохаристан на древнем и средневековом Востоке: тез. докл конф., посвящ. 10-летию Южно-Таджикистанской археол. экспедиции/Ред. Б. А. Литвинский. М.: Наука. С. 31-32.
  • Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., 1997. О ведийской загадке типа brahmodya//Из работ московского семиотического круга/Сост. Т. М. Николаева. М.: Языки русской культуры. С. 303-338.
  • Зданович Г. Б., 1995. Аркаим. Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация//Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия/Под ред. Г. Б. Здановича. Челябинск: Каменный пояс. С. 21-42.
  • Зданович Д. Г., 1995. Могильник Большекараганский (Аркаим) и мир древних индоевропейцев Урало-Казахстанских степей//Аркаим: исследования. Поиски. Открытия/Под ред. Г. Б. Здановича. Челябинск: Каменный пояс. С. 43-53.
  • Йеттмар К., 1986. Религии Гиндукуша. М.: Восточная литература. 524 с.
  • Лелеков Л. А., 1976. Отражение некоторых мифологических воззрений в архитектуре восточноиранских народов в первой половине I тыс. до н. э.//История и культура народов Средней Азии (Древность и средние века)/Ред.: Б. Г. Гафуров, Б. А. Литвинский. М.: Наука. С. 7-18.
  • Лелеков Л. А., 1979. Ранние формы иранского эпоса//НАА. № 3. С. 173-188.
  • Лелеков Л. А., 1997а. Вара//Мифы народов мира. Т. 1/Глав. ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия. С. 215.
  • Лелеков Л. А., 1997б. Йима//Мифы народов мира. Т. 1/Глав. ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия. С. 599.
  • Малютина Т. С., 1984. Могильник Приплодный Лог 1//Бронзовый век Урало-Иртышского междуречья/Отв. ред. С. Я. Зданович. Челябинск: Башкирский ун-т. С. 58-79.
  • Матвеев А. В., 1998. Первые андроновцы в лесах Зауралья. Новосибирск: Наука. 417 с.
  • Медведев А. П., 1999. Авестийский «Город Йимы» в историко-археологической перспективе//Комплексные общества Центральной Азии в III-I тыс. до н. э.: региональные особенности в свете универсальных моделей: материалы к конф./Ред.: Д. Г. Зданович, Н. О. Иванова, И. В. Предеина. Челябинск: Челябинский гос. ун-т. С. 283-287.
  • Михайлов Ю. И., 2000. Авестийская Вара и архитектурная композиция Большого Синташтинского кургана//Пятые исторические чтения памяти М. П. Грязнова/Ред. В. И. Матющенко. Омск: Омский гос. ун-т. С. 90-92.
  • Пьянков И. В., 1999. Аркаим и индоиранская вара//Комплексные общества Центральной Азии в III-I тыс. до н. э.: региональные особенности в свете универсальных моделей: материалы к конф./Ред.: Д. Г. Зданович, Н. О. Иванова, И. В. Предеина. Челябинск: Челябинский гос. ун-т. С. 280-283.
  • Ригведа. Мандалы I-IV/Пер., коммент. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1999. 767 с.
  • Савинов Д. Г., 1994. Синташта и Аржан//Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху: материалы заседаний «круглого стола» (22-24 декабря 1994 г., Санкт-Петербург)/Ред. А. Ю. Алексеев и др. СПб: Фонд фундаментальных исследований РАН. С. 170-175. (Археологические изыскания; вып. 18.)
  • Стефанов В. И., 2009. О культурной принадлежности Большого Синташтинского кургана//РА. № 1. С. 18-24.
  • Ткачев В. В., 1992. Погребение жреца в Актюбинской области (к вопросу о социальной структуре арийского общества)//Древняя история населения Волго-Уральских степей/Отв. ред. А. Т. Синюк. Оренбург: Оренбургский пед. ин-т. С. 156-165.
  • Топоров В. Н., 1997. Питары//Мифы народов мира. Т. 2/Глав. ред. С. А. Токарев. М.: Российская энциклопедия. С. 316.
  • Худяков Ю. С., 1987. Херексуры и оленные камни//Археология, этнография и антропология Монголии/Отв. ред.: А. П. Деревянко, Ш. Нацагдорж. Новосибирск: Наука. С. 136-162.
  • Чугунов К. В., 2002. Херексуры Центральной Азии (к вопросу об истоках традиции)//Северная Евразия в эпоху бронзы: пространство, время, культура/Отв. ред.: Ю. Ф. Кирюшин, А. А. Тишкин. Барнаул: Алтайский гос. ун-т. С. 142-149.
  • Jettmar K., 1981. Fortified «Ceremonial Centres» of the Indo-Iranians//Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности/Ред. М. С. Асимов и др. М.: Наука. С. 220-229.
Еще
Статья научная