Отражение суфийского миросозерцания Джалаладдина Руми в современной турецкой литературе на примере романа Элиф Шафак «Любовь»

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу мотивов системы идей суфийского происхождения средневекового поэта Джалаладдина Руми в романе современной турецкой и британской писательницы Элиф Шафак «Любовь». Обращение к теме религиозно-философских мотивов в современной литературе связано с неоднозначной популярностью Джалаладдина Руми в западном медиапространстве и переложением суфийских идей его произведений в массовой культуре. Цель исследования состоит в выявлении особенностей адаптации положений средневекового суфийского нарратива в современном романе. К задачам работы относятся анализ текста романа на предмет содержания в нем интертекстуальных характеристик, а также установление целесообразности их использования. В связи с этим рассматриваются несколько положений мировоззренческой системы Джалаладдина Руми, которые он развил в своих произведениях в контексте арабо-мусульманской картины мира и суфийской поэзии: концепция Любви, диалектическое осмысление единства Абсолюта и мира, суфийская этика и толерантность взглядов. Перенос элементов суфийской философии и этики, присутствующих в произведениях Джалаладдина Руми, в текст романа служит идейной базой для осмысления возникающих проблем в нарративе Шафак. В статье делается вывод об эффективности попытки перенесения суфийской философии в современные реалии благодаря идее, призывающей к преодолению внутренней нестабильности для обретения гармонии с окружающим миром посредством адаптированных положений мировоззрения средневекового мистика.

Еще

Элиф шафак, джалаладдин руми, феномен руми, современная литература, арабо-мусульманская философия

Короткий адрес: https://sciup.org/147241899

IDR: 147241899   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2023-3-115-125

Список литературы Отражение суфийского миросозерцания Джалаладдина Руми в современной турецкой литературе на примере романа Элиф Шафак «Любовь»

  • Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М.: Наука, 1965. 524 с.
  • Головина А. О. Имя как маркер идентичности в романах Элиф Шафак // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуни-кативистики глазами молодых ученых: традиции и новаторство. Уфа, 2019. С. 46-52.
  • Джавелидзе Э. Д. У истоков турецкой литературы. Джелаль-ед-Дин Руми: вопросы мировоззрения. Тбилиси: Мецниереба, 1979. 299 с.
  • История арабо-мусульманской философии: Учебник и Антология / под ред. А. В. Смирнова М.: Академический проект, 2020. 623 с.
  • Кангиева А. М. Коммуникативная позиция наставника в суфийской педагогике // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2019. Вып. 8. С. 84-93.
  • Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: крат. история. М.; СПб.: Диля, 2004. 453 с.
  • Кныш А. Д. Некоторые проблемы изучения суфизма // Ислам: Религия, общество, государство: сб. ст. / отв. ред. П. А. Грязневич и С. М. Прозоров. М.: Наука; ГРВЛ. 1984. С. 87-95.
  • Магун А. Любовь у Платона, Аристотеля и неоплатоников: серия лекций «Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?» совместно с проектом Arzamas. URL: https://arzamas. academy/courses/63 (дата обращения: 02.05.2021).
  • Мохтар Т. Д. Педагогические идеи Джала-ладдина Руми в системе современных общеобразовательных школ Ирана: дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2010. 175 с.
  • Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция. М.: Языки славянских культур, 2009. 552 с.
  • Репенкова М. М. Романы Элиф Шафак как пример структурированного повествования // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2014. Вып. 1. С. 20-30.
  • Репенкова М. М. Турецкая литература на рубеже XX-XXI веков (основные парадигмы). М.: Наука, 2016. 230 с.
  • Руми Джалаладдин. Маснави-йи Ма'нави («Поэма о скрытом смысле»): в 6 ч. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007-2012. Ч. 1: пер. с перс.: О. Ф. Акимушкин, Ю. А. Иоаннесян, Б. В. Норик, А. А. Хисматулин, О. М. Ястребова; общ. и науч. ред., указ. А. А. Хисматулина. 444 с. Ч. 2: пер. с перс. М.-Н. О. Османов; общ. ред., ком. и указ. О. М. Ястребовой. 374 с. Ч. 3: пер. с перс. О. М. Ястребовой; под ред. А. А. Хисма-тулина. 441 с.
  • Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. М.: Наука: Вост. лит., 1993. 330 с.
  • Совитова Э. Т. Становление и развитие суфийской педагогической мысли: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 239 с.
  • Шафак Э. Сорок правил любви / пер. с англ. Л. Володарской М.: Азбука, 2015. 416 с.
  • Furlanetto E. The 'Rumi Phenomenon' Between Orientalism and Cosmopolitanism. The Case of Elif Shafak's The Forty Rules of Love // European Journal of English Studies, 2013. № 2. P. 201-213.
  • Nicholson R. The Mystics of Islam. London: G. Bell and Sons LTD, 1914. 178 p.
  • Saeed A., Fatima Z. Texts within Text: An Intertextual Study of Elif Shafak's The Forty Rules of Love // NUML Journal of Critical Inquiry. 2018. № 1. P. 29-IX.
  • Shafak E. Forty Rules of Love. London: Penguin Books, 2009. 354 p.
  • Qanakli L. A§k Romaninin Dili // International Journal of Humanities and Research. 2020. № 4. S. 65-76.
  • §afak E. A§k [Love] / ?ev. Kadir Yigit Us. Istanbul: Dogan Kitap, 2009. 432 s.
  • Hüküm M. Elif Safak'in A§k Romaninda Postmodern Bir Unsur Olarak Tasavvuf [Sufism as Postmodern Element in the Novel "Love" by Elif Shafak] // Turkish Studies. International Periodical For the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. 2010. № 2. S. 621-643.
  • §engül M. Elif §afak'in A§k Romaninda Tasavvuf [Sufism in the Novel "Love" by Elif Shafak] // Turkish Studies. International Periodical For the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. 2010. № 2. S. 644-673.
Еще
Статья научная