Отечественное военное кино 1911-2011 годов: медиатизация памяти

Автор: Чистякова Виктория Олеговна

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Историческая культурология

Статья в выпуске: 3 (9), 2012 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу способов репрезентации войн прошлого в массовом кино. Рассматриваются отечественные игровые фильмы 1911-2011 годов. Для анализа используется разработанный Яном Ассманом концепт культурной памяти, помещенный в контекст более широкой проблемы опосредования (медиатизации) событий прошлого, подлежащих запоминанию. Делаются выводы относительно потенциала так или иначе сконструированных образов «героического прошлого» для строительства национальной идентичности в разные периоды отечественной истории.

Память, нарратив, образы прошлого, массовое кино, национальная идея

Короткий адрес: https://sciup.org/170174278

IDR: 170174278

Список литературы Отечественное военное кино 1911-2011 годов: медиатизация памяти

  • Фомин В. И. Цена кадра: каждый второй — ранен, каждый четвертый — убит. : из истории фронтовой киножурналистики // Война на экране. М., 2006. С. 24.
  • В этой связи показательны затруднения, которые подчас испытывают представители бесписьменных культур при восприятии кинофильма. Трудности возникают из-за отсутствия навыка связывать последовательность сменяющих друг друга кадров в единое смысловое целое. Примерно об этом же писал Ю. Лотман, делая предположение, что представление об истории возникает в культурах, овладевших алфавитным письмом. Подробнее об этом см.: Маклюэн Г. М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего. М. : Акад. проект, 2005; Лотман Ю. Семиосфера. СПб. : Искусство, 2000.
  • ZielinskiS., Custance G. History as Entertainment and Provocation: the TV Series "Holocaust" in West Germany // New German Critique. 1980. № 19. Special Issue 1: Germans and Jews. P. 81-96.
  • Sobchak V. The Persistence of History: Cinema, Television, and the Modern Event. New York: Routledge, 1996.
  • The Invention of Tradition / ed. by E.Hobsbawn, T.Ranger. Cambridge : Cambridge UP, 2003.
  • Подробнее см.: Assmann J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. München : C. H. Beck Kulturwissenschaft, 1992.
  • Последовательный анализ концепции культурной памяти Я. Ассмана применительно к польской историографии XIX в. см.: Васильев А. Г. Мемориализация травмы в культурной памяти: «падение Польши» в польской историографии XIX в. // Образы истории и исторические представления: Россия — Восток — Запад. М., 2010. С. 813-843. (Образы истории).
  • Цит. по: Зоркая Н. Визуальные образы войны // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005. С. 741.
  • Подробнее см.: Багдасарян В. Образ врага в исторических кинолентах 1930-1940-х гг. // История страны. История кино. М., 2004. С. 115-146.
  • Здесь и далее см. комментарий Алексея Козлачкова, журналиста и ветерана войны в Афганистане, относительно фильма «Афганский излом» (1991) и дискуссию вокруг него на сайте В.Шурыгина в «Живом журнале»: URL: http://shurigin.livejournal.com/195423.html (дата обращения: 25.08.2012).
  • В качестве примера можно привести фильмы «Афганский излом», 1991, режиссер В. Бортко, «Афганец», 1991, и «Афганец 2», 1994, режиссер В. Мазур, «Побег из Афганистана», 2002, режиссер Т. Бекмамбетов, «9 рота», 2005, режиссер Ф. Бондарчук, и др. Во многих фильмах прослеживается идеология, противоположная той, которая пропагандировалась в советских фильмах о Великой Отечественной войне. Так, в фильме «В бой идут одни старики» (1973, режиссер Л. Быков) отчетливо проводится мысль о дружбе между народами, населяющими СССР (в «поющей» эскадрилье служат выходцы из разных республик, между которыми существуют дружеские и братские отношения); в фильме же «9 рота» есть некрасивая сцена, в которой советские бойцы, украинец и выходец из Средней Азии, ссорятся и оскорбляют друг друга на национальной почве. Другие эпизоды также напрямую трактуют существующую на тот момент политическую и бытовую действительность как распад и разложение.
  • Я. Ассман не рассматривает специально такую разновидность функции «горячей» культурной памяти, как «обоснование по контрасту» (контраст между прошлым и настоящим акцентируется «горячей» памятью в ее «контрапрезентной» опции, и она рисует картину «плохое настоящее — хорошее прошлое», но не наоборот). Между тем, отдельные периоды развития массового кино позволяют выявить прием, рисующий плохое (как правило, недавнее) прошлое, которое настолько плохо, что оправдывает разрыв с ним и начало строительства чего-то совершенно нового. Это еще одна разновидность работы «обосновывающей» функции памяти. По-видимому, такой прием становится возможным в отношении «свежих» исторических событий, еще не обросших коннотациями и допускающих трактовки в соответствии с политическими потребностями нового периода. Так, участие России в Первой мировой войне стало бы прекрасной «мишенью» для критики самодержавия, если бы не подоспел еще более подходящий материал — война гражданская, на базе которой и оказался построен многолетний киномиф о закономерности возникновения советского строя. Первая мировая в общем-то прошла мимо отечественного военного кинематографа. Войне же в Афганистане «не повезло»: будучи одной из самых организованных войн СССР (в отличие, например, от Великой Отечественной), она оказалась чрезвычайно востребованной политически и вынесла на себе весь груз экранного негатива, позволивший растоптать старую, ставшую не угодной национальную идею. Это яркий пример работы «памяти о войне» на национальную идею, только работы со знаком минус (дискредитация идеи).
  • Подробнее см.: Зверева Г. «Работа для мужчин?» : Чеченская война в массовом кино России // Неприкосновенный запас [Электронный ресурс]. 2002. № 6 (26). URL: http://magazines.russ.ru:8080/nz/2002/6/zver-pr.html (дата обращения: 25.08.2012).
  • Там же.
  • Подробнее см.: Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М. : Аграф, 2007.
  • Подробнее об истории создания фильма «Оборона Севастополя» см.:Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. М. ; Л. : Искусство, 1937.
  • Копосов Н. Память строгого режима: история и политика в России. М. : Новое лит. обозрение, 2011. С. 163.
  • См.: Чистякова В. О. «Тот, который не стрелял» : рец. на кинофильмы «Журавли над Ильменем» и «Снайпер Саха» (киностудия «Сахафильм») // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2012. № 1 (7). URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/46.html&j_id=5 (дата обращения: 25.08.2012).
  • Подробнее см.: Гудков Л. «Память» о войне и массовая идентичность россиян // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005. С. 83-103.
  • Зоркая Н. Указ. соч. С. 753.
Еще
Статья научная