Освоение репертуара мастерами певческой школы Фёдора Крестьянина на рубеже XVI—XVII вв.

Автор: Парфентьева Наталья Владимировна, Парфентьев Николай Павлович

Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки @vestnik-susu-humanities

Рубрика: Искусствоведение и культурология

Статья в выпуске: 32 (301), 2012 года.

Бесплатный доступ

На основе памятников письменности авторы впервые рассматривают проблему методики освоения репертуара государевыми певчими дьяками под руководством выдающегося мастера Фёдора Крестьянина и его безымянного помощника. Рукописи, определяющиеся в научной литературе как «черновики» придворных певцов, выполненные в связи с некоей «справой» певческих книг, характеризуются как материалы, использовавшиеся в процессе обучения.

Древнерусское церковно-певческое искусство, творчество распевщиков, методики обучения, фёдор крестьянин, государевы певчие дьяки

Короткий адрес: https://sciup.org/147150842

IDR: 147150842

Список литературы Освоение репертуара мастерами певческой школы Фёдора Крестьянина на рубеже XVI—XVII вв.

  • Морозов Б. Н. Новоописанная коллекция «Рукописное собрание ЦГАДА»//Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности: мат-лы науч. конф. -Л., 1982. -С. 196.
  • Парфентьев Н.П. Усольская школа в древнерусском певческом искусстве XVI-XVII вв. и произведения ее мастеров в памятниках письменности//Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма: сб. науч. тр./ИИФиФ СО АН СССР. -Новосибирск: Наука, 1985. -С. 53
  • Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. -Свердловск: УрГУ, 1991. -С. 97-98 и др.
  • Зверева С. Г. Музыкальные черновики хора государевых певчих дьяков начала XVII в.//Памятники куль туры. Новые открытия. Ежегодник, 1991. -М.: Наука, 1997. -С. 102-106.
  • Парфентьева Н.В. Славник «О колико блага» как пример творчества мастеров Усольской (Строгановской) школы XVI-XVII вв.//Археография и изучение духовной культуры: тезисы докл. междунар. науч. конф. -Свердловск: УрГУ, 1987.-С. 16-17
  • Игошев Л.А. Рукописи государевых певчих дьяков как источник изучения древнерусской музыки//Из истории культуры и общественной мысли народов СССР: сб. науч. ст. -М.: МГУ, 1987. -С. 31-34
  • Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. -Челябинск: Книга, 1993
  • Парфентьева Н.В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И.Т. Лукошкова//ТОДРЛ. -Т. 46. -СПб.: Наука, 1993. -С. 320-333
  • Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). -Челябинск: ЧелГУ, 1997; и др.
  • Парфентьев Н.П. Выдающийся московский распевщик XVI -начала XVII в. Фёдор Крестьянин и его произведения//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. ст. -Челябинск: ЮУрГУ, 2003. -Вып. 2. -С. 53-55 и далее.
  • Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII вв.: государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. -Челябинск: Книга, 1991. -С. 43-45, 103 и др.
  • РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1573
  • РГАДА. Ф. 188. Л. 86, 161 об., 165, 220, 365, 366 об.
  • РГАДА. Ф. 188. № 1576. Л. 1.
  • РГБ. Ф. 304. № 409 (XV в.). Л. 214-215 об.
  • РНБ. Кир.-Бел. 581/838 (начало XVI в.). Л. 356-357
  • Титов. № 3636 (1-я четв. XVI в.). Л. 211-212 об.
  • Кир.-Бел. 652/909 (1558 г.). Л. 74 об.-75
  • РГБ. Ф. 113. № 240 (3-я четв. XvI в.). Л. 449
  • РНБ. Погод. № 380 (4-я четв. XVI в.). Л. 356 об.-357.
  • Парфентьева Н.В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). -Челябинск: ЧелГУ, 1997.
  • РГАДА. Ф. 188. № 1576. Л. 1-7.
  • Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Хроника творческой деятельности Фёдора Крестьянина в 1598-1607 гг.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. тр./науч. ред. Н. П. Парфентьев. -Вып. 4. -Челябинск: ЮУрГУ, 2006. -С. 104-107.
  • РГАДА. Ф. 188. № 1585. Л. 1-2.
  • Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-восточной России. -М., 1881. -С. 219
  • ГИМ. Единов. № 37. Л. 7
  • РГБ. Ф. 304. № 414. Л. 14
  • РГБ. Ф. 304. № 429. Л. 168 об.
  • БРАН. Арх. п. № 4. Л. 178 об.
  • ГИМ. Синод. слав. № 819. Л. 39 об.
  • БРАН. Ф. 379. № 14. Л. 228
  • РНБ. Кир.-Бел. 639/896. Л. 175 об.
  • РНБ. О. I.403. Л. 322 об.-323; 3
  • РНБ. Кир.-Бел. 657/914. Л. 157-157 об.
  • БРАН. Строг. № 40. Л. 206
  • РНБ. Q. 1.422. Л.236 об.-237
  • Грузд. собр. № 52. Л. 178-178 об.
  • РГБ. Ф. 304. № 429. Л. 203-203 об.
  • РГБ. Ф. 228. № 35. Л. 111-111 об.
  • ГИМ. Синод. певч. № 99. Л. 284
  • РНБ. Кир.-Бел. 593/850. Л. 236 об.-237
  • РНБ. Вяз. О. 80. Л. 361 об.
  • БРАН. 16.7.24. Л. 102 (два варианта)
  • РГБ. Ф. 228. № 35. Л. 112-113
  • РНБ. Кир.-Бел. 657/914. Л. 175-175 об.
  • РНБ. Кир.-Бел. 639/896, Л.1 75 об.-176
  • Кир.-Бел. 707/964, Л. 84
  • РНБ. Кир.-Бел. 639/896. Л. 176-177.
  • РГБ. Ф. 37. № 138 Л. 139 об.
  • РНБ. Кир.-Бел. 593/850. Л. 237.
  • Забелин И. Е. Царский выход в день Богоявления//Москвитянин.-1850. -Ч. 1. -С. 19-25.
  • РГАДА. Ф. 188. № 1584. Л. 1, 1 об.
  • Парфентьева Н.В. Певческий цикл «Тропари Иорданские» в русской рукописной традиции XII-XVII вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. тр. -Вып. 5. -Челябинск: ЮУрГУ, 2007. -С. 83-99
  • Парфентьева Н. В. Певческий цикл «Тропари Иорданские» московского мастера XVI в. Фёдора Крестьянина//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. мат-лов Четвертой Южно-Уральской межвуз. науч.-практ. конф. -Челябинск: ЮУрГУ, 2007. -С. 3-20.
Еще
Статья научная