Особенности организации пространства страницы в романе А. Белого "Маски"

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу актуального литературоведческого феномена - визуально-графического облика текста. Анализ теоретических трудов, посвященных визуальной поэтике текста, позволил заключить, что в развитии русской литературы ХХ века важную роль сыграла модель текста, разработанная А. Белым. Основной характеристикой визуальной модели текста XX-XXI веков является дискретность пространства страницы. Целью настоящей статьи является анализ визуально-графических особенностей романа А. Белого «Маски». В качестве эмпирического материала рассмотрено прижизненное издание романа «Маски», опубликованного в 1932 г., как наиболее точно учитывающее и передающее волю автора. Комплексные методы исследования позволили определить, что в романе А. Белого «Маски» визуальный облик текста формируют такие приемы, как расположение текста, графический эквивалент текста и шрифтовая акциденция, представленная разрядкой. Одним из важных элементов визуальной организации страницы становятся иллюстрации, которые не только выполняют изобразительную функцию, но и непосредственно влияют на визуальный облик страницы и, безусловно, взаимодействуют с вербальной составляющей. В статье подчеркивается художественная взаимосвязь визуально-графических особенностей текста с другими уровнями поэтики произведения. Визуальный облик текста становится для А. Белого одним из основных способов передачи образного содержания: создать индивидуальную систему паузировки и маркировать интонацию текста. Организация текста на пространстве страницы помогает через визуальный облик символически передать идею писателя о двоемирии, акцентировать сюжетные переходы между бытовой и духовной жизнью героев.

Еще

А. белый, визуальный облик прозы, визуальная модель, пространство страницы, шрифтовая акциденция

Короткий адрес: https://readera.org/147235307

IDR: 147235307   |   DOI: 10.14529/ssh210314

Список литературы Особенности организации пространства страницы в романе А. Белого "Маски"

  • Белый, А. Арабески / А. Белый. - М., 1994.
  • Андрей Белый. Письма к А. М. Миска-рян // Русская литература. - 1973. - № 1. -С. 155-158.
  • Белый, А. После разлуки : Берлинский песенник / А. Белый. - Петербург ; Берлин : Эпоха, 1922. - 125 с.
  • Janecek, G. The Look of Russian Literature : Avant-Garde Visual Experiments, 1900-1930 / G. Janecek. - Princeton, 1984.
  • Szilard, L. Андрей Белый и Джеймс Джойс / L. Szilard // Studia slavica. - 1979. - T. 25. -P. 410-414.
  • Силард, Л. Андрей Белый и П. Флоренский. Мнимая геометрия как встреча новых концепций пространства с искусством / Л. Силард // Герметизм и герменевтика. - СПб., 2002. -С. 296-311.
  • Szilard, L. Andrej Bélij és az Orosz Szimbolista Regény Poétikaja / L. Szilard. -Budapest : Széphalom, 2002.
  • Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста как литературоведческая проблема : дис. ... д-ра филол. наук / Т. Ф. Семьян. - Челябинск, 2006. - 389 с.
  • Семьян, Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста / Т. Ф. Семьян. - Челябинск, 2006. - 215 с.
  • Орлицкий, Ю. Б. Стих и проза в русской литературе / Ю. Б. Орлицкий. - М., 2002. - 685 с.
  • Кожевникова, Н. А. Язык Андрея Белого / Н. А. Кожевникова. - М., 1992. - 256 с.
  • Демин, В. Н. Андрей Белый / В. Н. Демин. - М., 2007. - 413 с.
  • Делекторская, И. «Маски» и маски Андрея Белого / И. Делекторская // Toronto Slavic Quarterly. - № 22.
  • Белый, А. Маски / А. Белый. - М., 1932. - 450 с.
  • Бугаева, К. Н. Воспоминания о Андрее Белом / К. Н. Бугаева. - СПб., 2001. - 448 с.
  • Родькин, П. Е. Футуризм и современное визуальное искусство / П. Е. Родькин. - М., 2006.
  • Обатнина, Е. Р. Алексей Ремизов : Личность и творческие практики писателя / Е. Р. Обатнина. - М., 2003.
  • Кузьмин, Н. В. Давно и недавно / Н. В. Кузьмин. - М., 1982.
Еще
Статья научная