Особенности концепции освобождения во вьетнамском буддизме

Автор: Нижников Сергей Анатольевич, Фыонг Ле Тхи Хонг

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 т.18, 2019 года.

Бесплатный доступ

Одним из важнейших понятий буддизма является идея освобождения, на основе которой строилась буддийская этическая мысль. Концепцию освобождения вьетнамские монахи определяют в своих произведениях и стремятся реализовать на практике в течение длительного исторического времени. Наравне с «Благородным восьмеричным путем» буддизма Махаяны, взятым в качестве основы, уникальной особенностью концепции освобождения во вьетнамском буддизме является то, что на нее одновременно влияют китайский буддизм, идеи конфуцианства и даосизма. В данной статье эта концепция анализируется во вьетнамском буддизме сквозь три основные идеи: освобождение как откровение Будды в самосознании; освобождение как саморефлексия; освобождение, требующее позитивного воплощения в жизни. Особенность концепции освобождения вьетнамского буддизма - дух «безразличия» (отсутствие страха перед сансарой), безусловности (независимость от писаний, догм, слов), воплощения (гармония с жизнью, освобождение народа от страданий, вызванных войной и стихийными бедствиями), «поворот внутрь» (обращенность к сердцу в поисках освобождения) и «направление вовне» (освобождение народа, страны). Вьетнамский дзен-буддизм утверждает, что путь освобождения - это опыт принятия каждым человеком абсолютной истины в своем самосознании. Целью освобождения является нирвана, превосходящая все дуалистические противоречия. Освобождение - это возвращение к Будде в своем сердце. Обращая внимание на социальное происхождение страдания, сердце монаха по-настоящему освобождается только тогда, когда народ и страна больше не страдают, не бедствуют. Уникальные особенности вьетнамского буддизма во многом определяются синтезированием ценности трех религий: мысль об отречении - из даосизма, духовная практика - из буддизма Махаяны, дух воплощения через социально-политическую деятельность - из конфуцианства. При этом за дзен-буддизмом Махаяны сохраняется образующая роль.

Еще

Освобождение, просветление, буддизм во вьетнаме, дзен-буддизм, самосознание, буддийское монашество

Короткий адрес: https://sciup.org/149130396

IDR: 149130396   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.1.2

Список литературы Особенности концепции освобождения во вьетнамском буддизме

  • Дюмулен 2003 - Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М.: Центрполиграф, 2003.
  • Сафронова 1989 - Сафронова Е.С. Основные направления распространения дзэн-буддизма в странах Запада // Вопросы научного атеизма: Мистицизм: проблемы анализа и критики. М.: Мысль, 1989. № 38. С. 147-166.
  • Степанянц (ред.) 2011 - Степанянц М.Т. (ред.). Философия буддизма: энциклопедия. М.: Восточная литература, 2011.
  • Судзуки, Кацуки 1993 - Судзуки Д.Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. Бишкек: Одиссей, 1993.
  • Nguyn Công Lý 2002 - Nguyn Công Lý. May ý kien nho ve van đe giai thoát luan và nhung con đu'ong tu chung trong vãn hoc Phat giáo thoi Lý - Tran // Tap chí nghiên cuu Phat hoc. 2002. № 6. Trang 17-21.
  • Nguyn Tài Ðông 2008 - Nguyn Tài Ðông. Viet Nam hóa Phat giáo o' Tran Nhân Tông // Tap chí Triet hoc. 2008. S 12 (211). Trang 38-46.
  • Rozenberg 1990 - Rozenberg O.O. Phat giáo - Nhung van đe triet hoc. Hà Noi: Trung tâm tài lieu Phat hoc xuat bon, 1990.
  • Tho' văn Lý - Tran 1977 - Tho' văn Lý - Tran. Vien Văn hoc. Т. 2. Hà Noi: Nhà xuat ban Khoa hoc Xã hoi, 1977.
  • Thien uyen tap anh… 1990 - Thien uyen tap anh. Phân vien nghiên cuu Phat hoc. Hà Noi: Nhà xuat ban Vãn hoc, 1990.
  • Tran Lê Sáng 1994 - Tran Lê Sáng. Tong tap vãn hoc Viet Nam. Tp 2. Hà Noi: Nhà xuat ban Khoa hoc xãhoi, 1994.
Еще
Статья научная