Основные категории межрелигиозного диалога: от мнимой самоочевидности к проблематизации

Автор: Шохин Владимир Кириллович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 3 (80), 2018 года.

Бесплатный доступ

Понятия, которыми чаще всего пользуются для обозначения модусов отношения к «религиозному другому», больше всего напоминают стертые монеты, а еще больше - оценочные ярлыки, которыми в идеологии политкорректности различают «черных», «серых» и «белых», а оценочные ярлыки, как правило, не подвергаются критическому исследованию. В статье предпринимается попытка показать, что основные из этих понятий - эксклюзивизм, инклюзивизм и плюрализм - допускают и требуют значительно большей проработки, чем то обычно предполагается с высоты идеологического птичьего полета. Выясняется, что первые два из этих терминов перекрывают отнюдь не однородные типы отношения к «религиозному другому», а третий, который мифологизируется как наиновейший модус межрелигиозного сознания, является выражением сознания деистического, которое отнюдь не ушло в историю вместе с ранним Новым временем и эпохой Просвещения. Автор статьи также раскапывает архаические корни так называемого религиозного релятивизма и затрагивает компромиссный характер так называемой смиренной конфессиональности.

Еще

Межрелигиозный диалог, межрелигиозные отношения, толерантность, политкорректность, христианство, авраамические религии, южноазиатские религии, дальневосточные религии, эксклюзивизм, инклюзивизм, плюрализм, релятивизм, "смиренный конфессионализм"

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140246574

IDR: 140246574   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10066

Список литературы Основные категории межрелигиозного диалога: от мнимой самоочевидности к проблематизации

  • Климент Александрийский. Строматы.Кн. 4-7 / Пер. с древнегреч., предисл., комм. и библиография Е. В. Афонасина. СПб.: Издательство О. Абышко, 2014
  • Nicolai de Cusa. De pace fidei. Cum epistula ad Ioannem deSegobia / Ed., comm., illustr. by R. Klibansky et H. Batscour. Hamburg: Felix Meiner, 1959.
  • Tindal M. Christianity as Old as the Creation; or, the Gospel a Republication of the Religion of Nature. London, 1730.
  • Аналитический теист. Антология Алвина Плантинги / Сост. Д. Ф. Сеннет; пер. с англ. К. В. Карпова. М.: Языки славянской культуры, 2014.
  • Апполонов А. В. Наука о религии. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.
  • Bloom A. Te Closing of the American Mind. New York: Simon and Schuster,1987.
  • Сoward H. Pluralism: Challenge to World Religions. Dehli: Sri SatguruPublications, 1985.
  • Hacker P. Inklusivismus // Inklusivismus: Eine indische Denkform. Hrsg.von G. Oberhammer. Wien: Akademische Verlag, 1983. S. 11-28.
  • Hick J. An Interpretation of Religion. London; New Haven: Macmillan; YaleUniversity Press, 1989.
  • Hick J. On Conflicting Religious Truth Claims // Religious Studies. 1983.Vol. 19. № 4. P. 485-491.
  • Hick J. Trinity and Incarnation in the Light of Religious Pluralism // Tree Faiths - One God: A Jewish, Christian, Muslim Encounter / Ed. by J. Hick and E. S. Meltzer.Houndmills: Macmillan, 1989. P. 197-210.
  • Holley D. Humble Confessionalism // European Journal for Philosophy of Religion. 2018. Vol. 10. № 1. P. 141-161.
  • McGrath A. The Christian Church's Response to Pluralism // The Journal of the Evangelical Theological Society. 1992. Vol. 35. № 4. P. 487-501.
  • Runzo J. God, Commitment and Other Faiths: Pluralism vs. Relativism // Faith and Philosophy. 1988. Vol. 5. P. 343-364.
  • Runzo J. Reason, Relativism and God. New York: St. Martin Press, 1986.
  • Shokhin V. On Some Features of Buddhist Missionary Work and Double Standards in Religious Studies // Studies in Interreligious Dialogues. 2005. Vol. 15. № 2. P. 133-154.
  • Thornhill-Miller B., Millican P. The Common-Core / Diversity Dilemma: Revisions of Human Thought, New Empirical Research, and the Limits of Rational Religious Belief // European Journal for Philosophy of Religion. 2015. Vol. 7. № 1. P. 1-50.
Еще
Статья научная