Осмысление «современного» (modern) в викторианской эстетической критике

Бесплатный доступ

В статье анализируется динамика представления о современном (modern) в викторианской эстетической критике. Объектом пристального внимания является процесс «кристаллизации» настоящего в эстетической мысли, утверждение настоящего вне связи с прошлым и вне иерархической вертикали, возникновение представления об «истинном настоящем» в формулировке Поля де Мана. Рефлексия по поводу современного в работах Джона Рескина, Мэтью Арнольда, Уолтера Пейтера 1840 - 1870-х гг. рассматривается в контексте «Спора о древних и новых», как он проецируется в XIX в. «Новые» (современные) авторы не только замещают «древних» в каноне, но сам канон начинает восприниматься как явление подвижное, сменяющееся, красота становится достоянием текущего времени. Исследовательская мысль фокусируется на самом процессе модернизации, переходе от абстрактного представления о прекрасном к утверждению, что прекрасное существует как объект человеческого опыта. Интенсивное переживание отдельных мгновений стало объединяющим моментом в модернистской эстетике с ее пристрастием к фрагментарности, «потоку сознания» и проч.

Еще

Современность, модернизация, "истинное настоящее", "спор о древних и новых", канон

Короткий адрес: https://sciup.org/14729334

IDR: 14729334

Список литературы Осмысление «современного» (modern) в викторианской эстетической критике

  • Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое лит. обозрение, 2001. 448 с
  • Ушакова О. Модернизм: о границах понятия//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 6(12). С. 109-114
  • Alexander E. Matthew Arnold, John Ruskin, and the Modern Temper. Columbus (Ohio): Ohio State University Press, 1973. 310 p
  • Alexander M. Medievalism: The Middle Ages in Modern England. New Haven: Yale University Press, 2007. 295 p
  • Arnold M. Essays by Matthew Arnold. Oxford: Oxford University Press, 1914. 487 p
  • Arnold M. Poems. A New Edition. L.: Longman, Brown, Green and Longmans, 1857. 252 p
  • Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgment of Taste/translation by R. Nice. Cambridge (Massachusetts): Harvard University Press, 1984. 640 p
  • Brinkley H. J. M. W. Turner: a biography. L.: BookCaps Study Guides, 2014. 48 p. URL: http://www. bookcaps. com (дата обращения: 22.10.2014)
  • De Man P. Blindness and Insight: Essays in the Rhetoric of Contemporary Criticism. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1983. 342 p
  • Fletcher P. M. Narrating Modernity. The British Problem Picture, 1895-1914. Ashgate, 2003. 188 p
  • Hunt W.H. Pre-Raphaelitism and the Pre-Raphaelite Brotherhood: in 2 vols. L.: Macmillan, 1905. Vol. I. 512 p
  • Hext K. Walter Pater: Individualism and Aesthetic Philosophy. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2013. 232 p
  • Iser W. Walter Pater: the Aesthetic Moment. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 226 p
  • Jonson B. Volpone, Or the Fox/ed. by B. Parker. Manchester, 1999. 359 p
  • Modern//Oxford English Dictionary (OED). URL: http://www.oed.com/view/Entry/120618?redirectedFrom=modern#eid (дата обращения: 10.05.2013)
  • Morris W. Preface//Ruskin J. The Nature of Gothic: A Chapter of the Stones of Venice. L.: Kelmscott Press, 1892. P. I-V
  • Nisbet R. A. History of the Idea of Progress. New Brunswick (New Jersey): Transaction Publishers, 2009. 332 p
  • Norman L. F. The Shock of the Ancient: Literature and History in Early Modern France. Chicago: University of Chicago Press, 2011. 296 p
  • Pater W. Appreciations, with an Essay on Style. L.: Macmillan, 1910. 254 p
  • Pater W. Pater W. The Renaissance: Studies in Art and Poetry: the 1893 Text/ed. D. Hill. Los Angeles: University of California Press, 1980. 485 p
  • Reynolds J. The Idler by the Author of the Rambler: in 2 vols. L., 1767. Vol. 2. 303 p
  • Reynolds J. Seven Discourses on Art/ed. D. Price. L.: Cassel and Company, 1901. 157 p
  • Roberts H. Divided Self, Divided Realm: Typology, History and Persona in Tennyson’s Idylls of the King//Pre-Raphaelitism and Medievalism in the Arts/ed. L. De Girolami Cheney. Lewiston (New York): E. Mellen Press, 1992. P. 29-52
  • Ruskin J. The Elements of Drawing. L.: J. M. Dent and sons, 1912. 311 p
  • Ruskin J. Modern Painters. Vоl. I//Ruskin J. Library Edition of the Works of John Ruskin/ed. by E. T. Cook and A. Wedderburn: in 39 vols. L.: George Allen, 1903. Vоl. III. 688 p
  • Ruskin J. Modern Painters. Vоl. II//Ruskin J. Library Edition of the Works of John Ruskin/ed. by E. T. Cook and A. Wedderburn: in 39 vols. L.: George Allen, 1903. Vоl. IV. 399 p
  • Ruskin J. Modern Painters. Vоl. III//Ruskin J. Library Edition of the Works of John Ruskin/ed. by E. T. Cook and A. Wedderburn: in 39 vols. L.: George Allen, 1904. Vоl. V. 439 p
  • Ruskin J. The Stones of Venice. Vol. II//Ruskin J. Library Edition of the Works of John Ruskin/ed. by E. T. Cook and A. Wedderburn: in 39 vols. L.: George Allen, 1904. Vоl. X. 470 p
  • Swift J. The Battle of the Books and Other Short Pieces. L.: Cassel and Company, 1886. 210 p
  • Varnelis K. The Education of the Innocent Eye//Journal of Architectural Education (1984-). 1998. Vol. 51, no. 4. May. P. 212-223
  • Wordsworth W. Preface to Lyrical Ballads//Wordsworth and Coleridge. Lyrical Ballads and Other Poems/ed. M. Scofield. L.: Wordsworth’s Editions, 2003. P. 5-25
  • Wotton W. Reflections Upon Ancient and Modern Learning. L.: F. Leake, 1694. 359 р
Еще
Статья научная