Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка»

Автор: Горбунова Ирина Борисовна, Заливадный Михаил Сергеевич

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Языки культуры

Статья в выпуске: 4 (25), 2012 года.

Бесплатный доступ

Анализируется математическая интерпретация логических закономерностей музыки, осуществленная в книге выдающегося французского композитора и архитектора греческого происхождения Янниса Ксенакиса (1922–2001). Используются устоявшиеся подходы к изучению структуры сообщений с помощью теории множеств, теории вероятностей и теории информации. Эти подходы дают возможность выявить в книге Ксенакиса исследовательские результаты, имеющие наибольшее значение для решения указанной проблемы и существенные для современной теории музыки и для практической композиции

Яннис ксенакис, математика и музыка, теория множеств, теория вероятностей, теория информации

Короткий адрес: https://sciup.org/14031394

IDR: 14031394

Список литературы Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка»

  • Гейн А.Г. О формализации понятия гармонического «поля»//Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов «Свет и музыка». -Казань: КАИ, 1979. -С. 77-78.
  • Гейн А.Г., Цеханский В.М. Психологические проблемы компьютерного обучения//ЭВМ и проблемы музыкального образования. -Новосибирск: НГК, 1989. -С. 31-49.
  • Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. -411 с.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
  • Заливадный М.С. Измерение семантического пространства музыки//Семинар «Синтез искусств в эпоху НТР». -Казань: КАИ, 1987. -С. 110-112.
  • аливадный М.С. Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности/Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. -СПб., 2000. -23 с.
  • Заливадный М.С. О теории ритма А.С. Оголевца//Памяти М.А. Этингера. Сборник научных статей. Вып. 1. -Астрахань: Астраханская песня, 2006. -С. 30-37.
  • Заливадный М.С., Бурштын Л.Н., Будейкина Т.Б. Преобразования музыкальной темы: движение теории музыки навстречу математике//Научная сессия ГУАП (Государственного университета аэрокосмического приборостроения). Ч. II. Технические науки. -СПб.: СПбГУАП, 2008. -С. 95-97.
  • Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. -М: Наука, 1971. -235 с.
  • Кон Ю.Г. О теоретической концепции Янниса Ксенакиса//Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. -М., 1976. -С. 106-134.
  • Ксенакис Я. Формализованная музыка. Новые формальные принципы музыкальной композиции. -СПб.: СПбГК, 2008 -117 с., илл. (Перевод хранится в отделе иностранной литературы Научной музыкальной библиотеки С.-Петербургской гос. консерватории).
  • Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики (1927)//Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М.: Правда, 1990. -С. 195-392.
  • Мессиан О. Четыре ритмических этюда (1950). -Л.: Музыка, 1974. -42 с.
  • Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. -М.: Мир, 1967. -337 c.
  • Пучков С.В., Светлов М.Г. Компьютерные музыкальные технологии. -СПб.: СПбГУП, 2005. -212 с.
  • Смирнова М.В., Соловьева Н.А. Анализ исполнительских интерпретаций и математические методы исследования//Современное музыкальное образование-2002. Материалы Международной научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. -С. 94-99.
  • Соловьева Н.А., Бурштын Л.Н. Комплексная модель семантического пространства музыки: основы структуры и возможности применения//VI научная сессия аспирантов ГУАП. Ч. 1. -СПб., 2003. -С. 302-303.
  • Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма (1909). -М.: Музгиз, 1959. -383 с.
  • Чибирев С.В. Исследование математических моделей, разработка алгоритмов и интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI/Автореф. дисс. … канд. технич. наук. -СПб., 2007. -18 с.
  • Эйлер Л. Опыт новой теории музыки, ясно изложенной в соответствии с непреложными принципами гармонии. -СПб.: Нестор-История, 2007. -273 с.
  • Hiller L.A., Isaacson L.M. Experimental Music. Composition with an Electronic Computer. New York -Toronto -London: McGraw-Hill, 1959. -176 p.
  • Xenakis I. Musiques formelles//La Revue musicale, № 253/254. Paris, 1963. -233 p. (Данные последующих изданий книги (на английском языке): Xenakis I. Formalized Music. Thought and Mathematics in Composition. Bloomington -London: Indiana University Press, 1970 (2nd print 1972). -273 p.; Xenakis I. Formalized Music. Thought and Mathematics in Music. Stuyvesant and Hillsdale, N. Y.: Pendragon Press, 1992 -387 p.)
Еще
Статья научная