Образы современных художников в романе Дж. Голсуорси "Белая обезьяна"

Бесплатный доступ

Исследована образная система романа Голсуорси «Белая обезьяна» в аспекте отражения в ней эстетических направлений модернизма и декаданса. В романе созданы образы представителей новых направлений в музыке и изобразительных искусствах. Учитывалось именование художников самим Голсуорси и их соотношение с реальными художниками. Сосуществование эстетических концепций в художественном мире романа стало откликом на борьбу в английской культуре первой трети XX в. Межпоколенческий конфликт обостряется столкновением эстетических концепций. Показано, как творчество вымышленных художников-вертижинистов (Фредерик Уильмер, Клод Брейнз) отражает движение вортицизм. Вортицисты позиционировали себя в качестве художников будущего, подобно итальянским футуристам и русским кубофутуристам. Художник-вертижинист Фредерик Уилмер противопоставлен художнику-реалисту Губерту Марсланду, чьи полотна напоминают работы существовавших в действительности голландского художника Маттейса Мариса и французского художника Гюстава Курбе. Роль художника Клода Брейнза и его полотна во внутреннем мире романа связана с использованием модернистских приемов в стиле и повествовании - фрагментарность, монтаж, быстрота и движение времени. В творчестве Обри Грина отражено восприятие традиций эпохи Возрождения, импрессионизма, кубизма, графики стиля модерн, ар-деко. Голсуорси, сатирически изображающему вертижинистов, ближе всего оказывается Обри Грин с его соединением разных стилей. Натурщица Викторина Бикет напоминает натурщицу Э. Мане Викторину Меран. В противовес современной тенденции ар-деко Викторина может стать ключевым художественным типом эпохи, как когда-то такими типами стали женские образы Обри Бердсли и Чарльза Дана. Г олсуорси не отвергает однозначно современное искусство. Через соотношение прошлого и настоящего он выражает свое отношение к современным художникам.

Еще

Джон Голсуорси, роман, «Белая обезьяна», модернизм, вортицизм, декаданс, Обри Бердсли

Короткий адрес: https://sciup.org/147229714

IDR: 147229714   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-3-95-106

Список литературы Образы современных художников в романе Дж. Голсуорси "Белая обезьяна"

  • Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М.: Высш. шк., 1985. 431 с.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства / пер. с итал.: в 2 т. М.: Радуга, 1990. Т. 1. 319 с.
  • Бойл Д. Импрессионисты. М.: АСТ, Астрель, 2005. 144 с.
  • Ботвинник М. Б. Дриады // Мифы народов мира: в 2 т. М.: Сов. энцикл., 1980. Т. 1. С. 407-408.
  • Бочкарева Н. С., Табункина И. А. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 254 с.
  • Вазари Д. Жизнеописание Пьеро ди Козимо флорентийского живописца // Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. / пер. с итал. А. А. Габричевского и А. И. Бенедиктова. М.; Берлин: Ди-рект-Медиа, 2015.Т. 3. С. 44-56.
  • Васильева Е. В. Концепт «обезьяна» в английской литературе ХХ века (на материале произведений Г. Честертона, Дж. Голсуорси, Г. Уэллса, О. Хаксли) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11, вып. 1. С. 89-97. doi 10.17072/2073-66812019-1-89-97
  • Голсуорси Д. Сага о Форсайтах: в 4 т. / пер. с англ. под общ. ред. М. Ф. Лорие. М.: Правда, 1983. Т. 3. 480 с. Т. 4. 576 с.
  • Голсуорси Д. Собрание сочинений: в 16 т. М.: Правда, 1962. Т. 16. 512 с.
  • Дюпре К. Джон Голсуорси / пер. с англ. Л. В. Маланчук. М.: Радуга, 1986. 312 с.
  • Жантиева Д. Г. Английский роман XX века. 1918-1939. М.: Наука, 1965. 346 с.
  • Ивашева В. В. Литература Великобритании XX века. М.: Высш. шк., 1984. 488 с.
  • Кертман Л. Англичанин на rendez-vous (русский классический роман и «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси) // Ученые записки Пермского государственного университета. № 193. Литературоведение. Пермь, 1968. С. 232-246.
  • Костеневич А. Г. «Дриада». Генезис и смысл картины Пикассо // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Собрание, Наука, 2005. Т. 1. С.108-131.
  • Лоскутникова М. Природа комического в «Современной Комедии» Джона Голсуорси («Сага о Форсайтах») // Zmogus ir Zodis. 2009. № II. С.18-22.
  • Лазуткина О. А. Роль картины как произведения искусства в повседневной жизни Форсайтов (по романам Дж. Голсуорси). URL: http://www.vs-pu.ac.ru/download/povsednevnost/2013/Lazutkina.-pdf (дата обращения: 27.07.2020).
  • Маковский С. К. Обри Бердслей. Современная графика // Бердслей О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера, стихотворения, письма / сост. Л. Володарская. М.: Эксмо-пресс, 2001. С. 316-339.
  • Матвеев Н. Комментарий // Galsworthy J. A Modern Comedy. Book 1. The White Monkey. М.: Прогресс, 1976. С. 282-304.
  • Михальская Н. П. Книга Кэтрин Дюпре о жизни Джона Голсуорси // Дюпре К. Джон Гол-суорси / пер. с англ. Л.В. Маланчук. М.: Радуга, 1986. С. 283-294.
  • Михальская Н. П. История английской литературы: учебник. М.: Академия, 2007. 480 с.
  • Николл Ч. Леонардо да Винчи. Загадки гения / пер. с англ. Т. Новикова. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2016. 95 с.
  • Новокрещенных И. А. Мотив галереи в романах Дж. Голсуорси «Сдается в наем» и «Белая обезьяна» // Мировая литература в контексте культуры. 2020 (в печати).
  • Разумовская Т. Ф. Литературно-художественные реминисценции в «Саге о Форсайтах» Д. Голсуорси // Литературные связи и проблемы взаимовлияния: межвуз. сб. / Горьк. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Горький: ГГУ, 1978. С. 54-61.
  • Рейнгольд Н.И. Модернизм в английской литературе: История. Взгляды. Программные эссе. 2-е изд. М.: РГГУ, 2017. 557 с.
  • Рубине М. Стиль ар-деко и его литературные репрезентации (Гайто Газданов «Призрак Александра Вольфа») // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст. / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое лит. обозрение, 2013. С.509-530.
  • Рыбакова Н. И. Проблема автора и героя в романе Д. Голсуорси «Братство» // Литературные связи и традиции: межвуз. сб. Вып. 4 / Горьк. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Горький, 1974. С.124-138.
  • Рыбакова Н. И. Тема искусства в романе Д. Голсуорси «Собственник» (к проблеме конфликта) // Ученые записки Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Горький, 1971. Вып. 145: Русско-зарубежные литературные связи. С. 120-133.
  • Табункина И. А., Бочкарева Н. С. Образы вымышленных художников в романе Обри Бердсли «Под Холмом» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 2(34). С. 101-112. doi 10.17072/2037-66812016-2-101-112.
  • Трансатлантический авангард: англо-американские литературные движения (1910-1940). Программные документы и тексты / сост. и автор вступ. ст. В. В. Фещенко. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. 360 с. (AVANT-GARDE; вып. 13).
  • Файст Петер Х. Ренуар / пер. с англ. Л. Борис. Кельн: Tashen, Арт-Родник, 2001. 96 с.
  • Фещенко В. В. Лондон - Нью-Йорк - Париж: Трансатлантические рейсы англоязычного авангарда // Трансатлантический авангард: англоамериканские литературные движения (19101940). Программные документы и тексты. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. С. 9-101.
  • Чичерин А. Пересмотр суждений о форсайт-ском цикле // Вопросы литературы. 1958. Январь. С.152-166.
  • Clark K. The best of Aubrey Beardsley. L.: Murray, 1979.173 p.
  • Easton M. Aubrey and the Dying Lady. A Beards-ley riddle. L.: Secker & Warburg, 1972. 272 p.
  • Galsworthy J. A Modern Comedy. Book 1. The White Monkey. М.: Прогресс, 1976. 304 р.
  • Galsworthy J. A Modern Comedy. 2. The Silver Spoon. М.: Foreign Languages Publishing House, 1956. 320 p.
  • Galsworthy J. Reflections our dislike of things as they are // Galsworthy J. Studies and Essays, Complete. 2006. URL: https://www.gutenberg.-org/files/4261/4261 -h/4261 -h.htm (дата обращения: 15.11.2019).
  • Hurlburt A. 'Sentiment Wasn't Dead'. Anti-Modernism in John Galsworthy's The White Monkey // Transitions in Middlebrow Writing, 1880-1930 / ed.by K. Macdonald and C. Singer. PALGRAVE MACMILLAN. 2015. P. 103-120.
  • Joyce S. Impressionism, Naturalism, Symbolism: Trajectories of Anglo-Irish Fiction at the Fin de Siècle // Modernism/modernity. 2014. Vol. 21, № 3, September. P. 787-803. doi 10.1353/mod. 2014.0078.
  • Levay M. Modernism's Opposite: John Galsworthy and the Novel Series // Modernism/modernity. 2019. Vol. 26, № 3, September. P. 543-562.
  • Monk R. This Fictitious Life: Virginia Woolf on Biography, Reality and Character // Philosophy and Literature. 2007. Vol. 31, № 1, April. P. 1-40. doi 10.1353/phl.2007.0015.
  • Moran J. The Theatre of D. H. Lawrence: Dramatic Modernist and Theatrical Innovator. L.: Bloomsbury Methuen, 2015. 264 p.
  • Woolf V. Modern Fiction // The Essays of Virginia Woolf / A. McNeille (ed.). Vol. 4: 1925 to 1928. L.: the Hogarth Press, 1984. 623 p.
Еще
Статья научная