Образ благочестивого христианина в старообрядческих рукописных сочинениях XVIII-XX вв

Автор: Бабалык Марина Геннадьевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 2 т.20, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ старообрядческих рукописных сочинений, в которых особое внимание уделяется формированию образа благочестивого христианина. Это разножанровые тексты дидактической направленности, целевой аудиторией которых являлась в первую очередь молодежь. В период петровских преобразований европейская мода стремительно вытесняла традиционную одежду. Внешние изменения влияли на внутренний, духовный мир человека. Старообрядческие проповедники направили все усилия на спасение своей паствы. Привлекая в качестве источников книги Священного писания, труды святых отцов, а также другие авторитетные произведения, авторы сочинений о христианском облике расставляли необходимые акценты, собирали аргументы в защиту традиции. Количество сохранившихся вариантов этих сочинений позволяет говорить о чрезвычайной их популярности. Обычно повествование в них строится либо по принципу противопоставления образов модников и благочестивых христиан, либо по принципу отрицательной коннотации новомодных одежд. В некоторых сборниках данные тексты представлены в составе тематических подборок. На их фоне выделяется сочинение Тимофея Андреева «О новомодном платье и носящих длинные власы». В статье анализируются также сочинение «Инока Захарии к своему ученику Евфимию», повесть о «ризном украшении», видения и сны Данилы Григорьева, текст «О красоте девиц» и другие. В них осуждаются все модные нововведения, авторы ссылаются на авторитет святых отцов, цитируют различные источники, в качестве аргументов приводят опыт визионеров, мучеников за веру. Особое внимание уделяется женскому образу: модницам противопоставляется смиренная христианка. Осуждается любое вмешательство в природную красоту: украшательство, косметика, завивка волос и использование «языка мушек», распространившегося в XVIII в. в светских кругах. Перечисленные сочинения помогали поддерживать авторитет старообрядческих учителей, передавать опыт и традиции.

Еще

Рукописная книжность, старообрядчество, образ христианина, добродетель, мода, мирской обычай, благочестие

Короткий адрес: https://sciup.org/147237939

IDR: 147237939   |   DOI: 10.15393/j9.art.2022.11023

Список литературы Образ благочестивого христианина в старообрядческих рукописных сочинениях XVIII-XX вв

  • Бабалык М. Г. Западные «новизны» в русском христианском сознании: от XVIII века до наших дней // LiteraruS — Литературное слово. 2014. № 3 (44). С. 48–51.
  • Бабалык М. Г. Сочинения о «новомодном облике» в старообрядческой рукописной книжности XVIII–XX вв. // Роль науки в решении проблем региона и страны: фундаментальные и прикладные исследования: матлы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвященной 70-летию КарНЦ РАН (24–27 мая 2016 г.). Петрозаводск, 2016. С. 201–202.
  • Бабалык М. Г. Выговский старообрядческий книжник Тимофей Андреев и его сочинения о немецком платье и новомодном облике // Федосовские чтения: мат-лы науч.-практ. краеведческой конф., посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Федосовой. Петрозаводск, 2017. С. 73–79.
  • Бабалык М. Г. Сочинения о «ризном украшении» в севернорусских рукописях XVII–XX вв. // Каргополь и Русский Север в истории и культуре России. X–XXI вв.: мат-лы XIV Каргопольской науч. конф. (15–18 августа 2016 г.). Каргополь, 2018. С. 263–266.
  • Бабалык М. Г. Старообрядческие сочинения о бытовых предписаниях из рукописи музея-заповедника «Кижи» КП-11538 // Кижский вестник. Петрозаводск, 2021. Вып. 19. С. 300–308.
  • Крижанич Ю. Политика / подг. к печ. В. В. Зеленин; пер. и комм. А. Л. Гольдберг. М.: Новый свет, 1997. 527 с.
  • Лотман Ю. М. Человек и общество XVIII — начала XIX века // Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. 4: XVIII — начало XIX века. С. 161–326.
  • Пигин А. В. «Слово от Cтарчества»: Беседа инока Захарии с учеником Евфимием об антихристе — малоизвестное старообрядческое сочинение XIX века // Круги времен. В память Елены Константиновны Ромодановской. М.: Индрик, 2015. Т. 2: Исследования. Посвящения и воспоминания. С. 406–422.
  • Пигин А. В. Мучение св. Исидора Юрьевского в осмыслении русских старообрядцев // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2017. Т. 65. С. 543–549, 864–866.
  • Пигин А. В. Петр I и Петербург в сочинениях писателей-старообрядцев Выговской поморской пустыни // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 6 (183). С. 77–84. DOI: 10.15393/uchz. art.2019.375
  • Покровский Н. Н. Гусли, патефоны и телевизоры // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 48. С. 446–450.
  • Рибейро Э. Мода и мораль / пер. с англ. Г. Граевой. М.: НЛО, 2012. 264 с.
  • Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии 1700–1917 / пер. с англ. Кс. Щербино. М.: НЛО, 2011. 416 с.
  • Юхименко Е. М. Андреев (Серебренников) Тимофей // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 347–348.
Еще
Статья научная