О своеобразии приемов орнаментального и скульптурного декора изделий из кости и рога с вятских ананьинских городищ

Бесплатный доступ

В статье анализируются особенности декора изделий из кости и рога с ананьинских городищ бассейна р. Вятка. наиболее «украшенные» категории изделий - рукояти орудий и лопатки, выполненные в технике плоскорельефной резьбы. Именно она, вместе с приемами скульптурного оформления наверший, определяет своеобразие ананьинского искусства резьбы и позволяет рассматривать егов контексте художественных традиций звериного стиля. в декоре вятских рукоятей взаимодействие лесного и степного миров отразилось в решении топографии образа стоящего с опущенной головой хищника, близкого к целой серии подобных же изображений на скифских предметах. Серия рукоятей со скульптурно-рельефными изображениями хищника с открытой пастью обнаруживает близость в искусстве савроматов волго-уральского региона, кочевников восточно-казахстанских степей и Алтая. они рассматриваются как прямое заимствование сюжета, испытавшего на местной почве лишь большую или меньшую трансформацию. Местное своеобразие трактовки хищника в наибольшей степени проявилось в серии предметов,изображающих «взнузданного» зверя или зверя «в упряжке», чему известны яркие мифопоэтические толкования в финно-угорском мире.

Еще

Дрикамье, вятский край, ананьинская резная кость, звериныйстиль, декор, культурные влияния

Короткий адрес: https://sciup.org/143163909

IDR: 143163909

Список литературы О своеобразии приемов орнаментального и скульптурного декора изделий из кости и рога с вятских ананьинских городищ

  • Ашихмина Л. И., Черных Е. М., Шаталов В. А., 2006. Вятский край на пороге железного века: костяной инвентарь ананьинской эпохи (I тысячелетие до н. э.). Ижевск: Удмуртский гос. ун-т. 220 с.
  • Васильев Ст. А., 2001. Предмет неизвестного назначения из фондов Казанского музея//Евразия сквозь века/Ред. И. Я. Фроянов. СПб.: Филол. фак. СПбГУ. С. 77-80.
  • Васильев Ст. А., 2004. Ананьинский звериный стиль: истоки, основные компоненты и развитие//АВ. № 11. С. 275-297.
  • Голдина Р. Д., 1999. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Удмуртский ун-т. 463 с.
  • Граков Б. Н., 1999. Памятники скифской культуры между Волгой и Уральскими горами//Евразийские древности. 100 лет Б. Н. Гракову: архивные материалы, публикации, статьи/Отв. ред. А. И. Мелюкова. М.: ИА РАН. С. 7-33.
  • Грачева Г. Н., 1981. Культовый комплекс нганасан//Сборник МАЭ. Т. XXXVII: Материальная культура и мифология. Л.: Наука. С. 153-168.
  • Гуляев В. И., 1969. Зооморфные крючки скифского периода//Население Среднего Дона в скифское время. М.: Наука. 143 с. (МИА; № 151.)
  • Гуляев В. И., 2010. На восточных рубежах Скифии (древности донских скифов). М.: ИА РАН. 342 с.
  • Збруева А. В., 1952. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху. М.: Изд-во АН СССР. 321 с. (МИА; № 30.) (Материалы и исследования по археологии Урала и Приуралья; т. 5.)
  • Иванова М. Г., 1998. Иднакар -древнеудмуртское городище IX-XIII вв. Ижевск: Удм. ИИЯЛ УрО РАН. 294 с.
  • Коренюк С. Н., 2003. Образ волка-собаки в искусстве населения Прикамья в раннем железном веке//Международное (XVI Уральское) археологическое совещание: материалы междунар. науч. конф. Пермь: Пермский гос. ун-т. С. 203-205.
  • Коренюк С. Н., 2004. Образ волка-собаки в идеологии населения Прикамья в раннем железном веке//Оборинские чтения: материалы археол. конф. Вып. 3. Материалы региональных археологических конференций. Пермь: Пермский обл. краевед. музей. С. 40-56.
  • Коренюк С. Н., Перескоков М. Л., 2013. Эволюция образа медведя в искусстве населения Западного Приуралья в раннем железном веке и средневековье//Культуры и народы Северной и Центральной Азии в контексте междисциплинарного изучения. Томск: Томский гос. ун-т. С. 211-223. (Сб. Музея археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского; № 3.)
  • Корепанов К. И., 1980. Особенности генезиса звериного стиля в прикладном искусстве Среднего Поволжья и Прикамья VII-III вв. до н. э.//Скифо-сибирское культурно-историческое единство: материалы I всесоюзной археол. конф. (дек. 1979). Кемерово: Кемеровский гос. ун-т. С. 295-303.
  • Котов В. Г., 2003. Семантика пряслиц ананьинской культуры//Международное (XVI Уральское) археологическое совещание: материалы междунар. науч. конф. Пермь: Пермский гос. ун-т. Пермь. С. 201-202.
  • Куликов К. И., Иванова М. Г., 2001. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства: науч.-метод. пособие. Ижевск: Ист.-культур. музей-заповедник «Иднакар» Удм. ИИЯЛ. 48 с., 8 л.
  • Липина Л. И., Черных Е. М., 2011. «Верхом на медведе?»: к интерпретации одного из прикамских сюжетов с образом медведя//Шестые Берсовские чтения: сб. ст. Всерос. археол. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Квадрат. С. 133-138
  • Оборин В. А., Чагин Г. Н., 1988. Чудские древности Рифея: Пермский звериный стиль. Пермь: Кн. изд-во. 180 с. (Искусство Прикамья.)
  • Обыденнов М. Ф., Корепанов К. И., 2002. Искусство Урала и Прикамья. Ч. 3: Эпоха железа, VIII в. до н. э. -III в. н. э. Уфа: Башкирский экон.-юрид. колледж. 205 с.
  • Петрухин В. Я., 2003. Мифы финно-угров. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига. 464 с.
  • Полидович Ю. Б., 2009. Рукояти с изображениями хищников и некоторые особенности ананьинского «звериного стиля»//У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника): сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Елабуга, 2008). Елабуга: Андерсен. С. 239-244. (АЕС; вып. 8.)
  • Руденко С. И., 1960. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 360 с.
  • Смирнов К. Ф., 1964. Савроматы: Ранняя история и культура сарматов. М.: Наука. 380 с.
  • Спицын А. А., 1893. Приуральский край. Археологические розыскания о древнейших обитателях Вятской губернии. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа. 191 с. (Материалы по археологии восточных губерний России; вып. 1.)
Еще
Статья научная