О принципах построения массовых сцен у Достоевского: сценичность или романтическая традиция?

Автор: Криницын Александр Борисович

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 3 (156), 2016 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается структура и историко-литературный генезис так называемых массовых сцен, или конклавов, в «пятикнижии» Достоевского. Говорить о наличии какой-то одной кульминации в сюжете у Достоевского нельзя: существует целый ряд моментов резкого взрыва эмоционального напряжения, которые Достоевский пытается выдать за точки бифуркации, это - массовые сцены, оборачивающиеся чередой скандалов. При построении массовой сцены Достоевского интересует прежде всего ее эффектность и зрелищность. Традиция подобной организации действия восходит к драме, более конкретно - к драме французского романтизма. Достоевский вслед за Гюго строит мелодраматическую сцену с театрально аффектированными позами и жестами, в которой точно так же изображаются кризисные состояния героев в высшем эмоциональном напряжении. Однако мизансцены у Достоевского предполагают гораздо большее число участников, а авторский комментарий минимизируется, при том что отношения между героями гораздо сложнее и противоречивее. Выявляются схожие сюжетные схемы драматических сцен у Гюго и Достоевского, построенные по принципу: драматический мотив - его неожиданное разрешение. Преобладание драматических элементов выливается в конечном итоге в то, что сюжет выстраивается не как событийная линия, но как ряд автономных драматических сцен с самой разнообразной конфигурацией персонажей по явлениям.

Еще

Поэтика романов достоевского, французский романтизм, в. гюго, массовые сцены, драматические элементы, скандал, мелодрама

Короткий адрес: https://sciup.org/14751052

IDR: 14751052

Список литературы О принципах построения массовых сцен у Достоевского: сценичность или романтическая традиция?

  • Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского//Собрание сочинений. Т. 6. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. С. 7-300.
  • Верина У. Ю. Анализ сцен и эпизодов в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»//Филологический класс. 2012. № 2. С. 99-107.
  • Виньи А. де. Размышления о правде в искусстве//Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980. С. 420-425.
  • Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Достоевского. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. С. 330-416.
  • Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. М.: Государственная академия художественных наук, 1925. 189 с.
  • Гюго В. Из предисловия к драме «Кромвель»//Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980. С. 447-458.
  • Достоевский Ф. М. Полн. акад. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
  • Иванов В. В. Традиции юродства в образе шута и «конклав» в структуре романа «Село Степанчиково и его обитатели»//Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1984. С. 137-145.
  • Лихачёв Д. С. Внутренний мир художественного произведения//Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.
  • Некора Л. С. Социальный роман Виктора Гюго. М.; Л.: Academia, 1932. 484 с.
  • Родина Т. М. Достоевский: Повествование и драма. М.: Наука, 1984. 246 с.
  • Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во МГУ, 1986. 260 с.
  • Цейтлин А. Г. «Преступление и наказание» и «Les Misеrables». Социологические параллели//Литература и марксизм. 1928. № 5. С. 20-58.
  • Чернова Н. В. «Человек, который смеется» Гюго в романе Достоевского «Бесы»//Достоевский: Философское мышление, взгляд писателя. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 173-190.
  • Шатобриан Ф. Р. де. Отрывок из «Гения христианства»//Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980. С. 399-403.
  • Щенников Г. К. Конклав//Достоевский: эстетика и поэтика: Словарь-справочник/Под ред. Г К. Щенникова. Челябинск, 1997. С. 175-176.
  • Щенников Г. К. Религиозное подвижничество в романе В. Гюго и Ф. М. Достоевского: Две культурно-исторические модели//Российский литературоведческий журнал. 1993. № 3. С. 72-80.
Еще
Статья научная