О литературе культа белого старца (на материале тибето-язычного сборника ритуальных текстов из тувинских архивов)

Автор: Мирзаева Саглара Викторовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 1 (64), 2023 года.

Бесплатный доступ

В данной статье вводится в научный оборот текст тибетоязычного сборника культа Белого старца “Dkar po rgan po gsol mchod bzhugs so" (‘Молитва-подношение Белому старцу’) из фонда Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва (ТИГПИ). Рукопись представляет значительный интерес, поскольку литература на тибетском языке, посвященная Белому старцу, прежде исследователями практически не рассматривалась, за исключением отдельных упоминаний в научной литературе. В состав рукописи входят несколько текстов: 1) «Сутра могущего усмирить землю и воду» (тиб. sa dang chu’i ’dul bargnonpar nuspa’i mdo zhes bya ba), представляющая собой перевод монгольской версии; 2) молитва-обращение к Белому старцу (тиб. gsol ’debs); 3) воскурение санг (тиб. bsangs) и освобождение жизни цетар (тиб. tshe thar); 4) призывание удачи янгуг (тиб. g.yang khug). Указанные ритуалы нужно проводить во второй, восьмой, десятый, пятнадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, двадцать второй, двадцать пятый лунные дни и, согласно тексту, они предназначены в основном для защиты домашнего скота от неблагоприятного воздействия. В конце текста сказано, что он составлен учителем Падмасамбхавой (тиб. pa+dma ’byunggnas). Для первых двух текстов установлены монголоязычные оригиналы: в первом случае это «Сутра усмиряющего землю-воду», представленная многочисленными списками на монгольском и ойратском письме, во втором - текст воскурения санг, опубликованный В. Хайссигом под номером XIX. Сравнение тибетского перевода с монголоязычными версиями в обоих случаях показывает довольно точное следование оригинальному тексту. Для остальных сочинений монгольские оригиналы не установлены. Исследование подобных текстов в дальнейшем позволит описать специфику локальных традиций монгольского буддизма, в частности в аспекте культа Белого старца.

Еще

Белый старец, буддизм, ритуальные тексты, "сутра белого старца", "санг белому старцу", тибетский язык

Короткий адрес: https://sciup.org/149142519

IDR: 149142519   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-1-311

Список литературы О литературе культа белого старца (на материале тибето-язычного сборника ритуальных текстов из тувинских архивов)

  • Dkar po rgan po gsol mchod - Dkar po rgan po gsol mchod bzhugs so (‘Молитва-подношение Белому старцу') // Рукописный фонд Научного архива Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва. Инв. № 792/25. 16 л.
  • Бичеев Б.А. Ойратскне тексты сангов Белого старца // Mongolica. 2021. Т. 24. № 3. С. 22-32.
  • Кукеев А.Г. "Наслаждение желанными сокровищами" - молнтва Белому старцу // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2013. № 2(27). С. 134-139.
  • Мирзаева С.В. Монгольский перевод "Сутры о восьми светоносных" как образец дхарани-сутр // Новый филологический вестник. 2019. № 4(51). С. 409-425.
  • Позднеев А.М. Очерки быта будднйскнх монастырей н буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Репринтн. нзд. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993. 512 с.
  • Birtalan A. Ritual Texts Dedicated to the White Old Man with Examples from the Classical Mongolian and Oirat (Clear Script) Textual Corpora // Sources of Mongolian Buddhism / ed. by V. Wallace. Oxford: Oxford University Press, 2020. Р. 269-293.
  • Davidson R.M. Studies in Dharani Literature II: Pragmatics of Dharanis // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 2014. Vol. 77. № 1. P. 5-61.
  • Futaki H. Classification of Texts Related to the White Old Man // Quaestiones Mongolorum Disputatae. 2005. № 1. P. 35-46.
  • Heissig W. Mongolische volksreligiose und folklorische Texte. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1966. 256 s.
Еще
Статья научная