О южном импульсе формирования сожженных подкурганных объектов кыштовской культуры

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием феномена недавно выделенного типа археологических памятников, которые представляют собой обугленные деревянные конструкции с установленными в углах перевернутыми вверх дном керамическими сосудами. Объекты располагаются на территории некрополей второй четверти II тыс. н.э. Обнаруженная керамика позволяет отнести данные объекты к памятникам кыштовской культуры. Серия обрядов, для проведения которых возводились и сжигались данные сооружения, в предыдущих исследованиях связывается с высвобождением души усопшего, временно пребывавшей в деревянных изваяниях - иттерма. Хотя самые близкие параллели такой обрядовой практики обнаруживаются в таежной угорской среде, основное внимание в статье уделяется южным импульсам, которые, по мнению автора, оказали заметное влияние на декорации завершающего акта цикла погребальных действий, связанных с сожжением моделей жилых построек, в которые помещались деревянные скульптуры. Обращается внимание на погребальные сооружения синкретичной венгеровской культуры, в наследии которой также сочетаются южные и северные черты. Отмечается заметное сходство между погребальными сооружениями венгеровской культуры, представленными усеченными четырехугольными пирамидами и обугленными срубами или рамами внутри и сожженными культовыми постройками кыштовцев. Делается вывод, что импульсы с юга могли инициировать расширение цикла погребальных действий кыштовцев за счет заимствований, которые отразились в появления новой традиции сожжения внутри деревянных строений кукол, в которых пребывала одна из душ ранее усопшего человека. Т.е. своего рода двойных похорон, в которых объединились собственные нормы, связанные с реальным погребением тела, и заимствованные, относящиеся к обряду высвобождению души из куклы. Дальнейшая эволюция культовых сооружений видится в отделении их от территории некрополей и превращении в самостоятельный феномен, связанный сакрализацией социальных лидеров, которые становятся покровителями родовых и территориальных образований.

Еще

Кыштовская культура, венгеровская культура, курган, культовый комплекс, погребение, ритуал

Короткий адрес: https://sciup.org/145146090

IDR: 145146090   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0650-0655

Список литературы О южном импульсе формирования сожженных подкурганных объектов кыштовской культуры

  • Массон В.М. Традиции и инновации в процессе культурогенеза (в свете данных археологии. // Преемственность и инновации в развитии древних культур. - Л.: Наука, 1981. - С. 39.
  • Молодин В.И. Культовые памятники угорского населения лесотепного Обь-Иртышья (по данным археологии) // Мировоззрение финно-угорских народов. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 128-140.
  • Молодин В.И., Ефремова Н.С., Соловьев А.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми. Ритуальные комплексы эпохи средневековья. - Новосибирск, Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2021. - Том 6. (В печати)
  • Молодин В.И. Соловьев А.И. Кыштовская культура // История Сибири. Железный век и Средневековье. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. -Т. 2. - С. 382-384.
  • Пелих Г.И. Селькупы XVII в. Очерки социально-экономической истории. - Новосибирск: Наука, 1981. -175 с.
  • Савинов Д.Г. Новый тип памятников начала II тыс. н.э. в Барабинской лесостепи. // Бараба в тюркское время. - Новосибирск: Наука, 1988. - С. 91-115.
  • Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. -Новосибирск: Наука, 1991. - 156 с.
  • Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. - Л.: Наука,1971. - С. 211-238 (СМАЭ XXVII).
  • Соловьев А.И. Культовые места Усть-Изеса. Вопросы реконструкции // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. - Т. XXVI. -С. 611-619.
Еще
Статья научная