О характере перехода от древности к средним векам на территории Китая (по данным археологии)

Автор: Комиссаров Сергей Александрович, Соловьев Александр Иванович, Николаева Насима Шайхетдиновна

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Археология Восточной Азии

Статья в выпуске: 4 т.16, 2017 года.

Бесплатный доступ

Обобщаются исследования по археологии переходного периода от Древности к Средневековью. Уточнение границ этого периода (с конца Восточной Хань до начала Тан) позволило сформулировать концепцию «долгого перехода», что снимает противоречие с концепцией, отрицающей рубеж между двумя эпохами. Исследование массового материала из рядовых могил свидетельствует о том, что изменения в конструкции и инвентаре носили эволюционный характер. Новое качество (например, куполообразные своды или регулярная «аллея духов»), раз возникнув, накапливалось постепенно. Репер для нижней границы переходного периода задает гробница Цао Цао, вместе с могилами Цао Сю и «вэйского генерала». Точкой отсчета для верхней границы может служить склеп Юй Хуна (и других «согдийцев») с барельефами в стиле сасанидского искусства. К ним примыкает могила Ло Жуя (и мавзолеи Шести династий в Даньяне). Завершают линию некрополи начала династии Тан. Развитие задается взаимодействием Великого переселения народов, которое в Китае проецировалось как эпоха Наньбэйчао, и Великого Шелкового пути. Номады распространяли новшества в военной сфере, а с переходом к иному образу жизни часто оказывались прозелитами новых идей. Переходный характер эпохи отражался в интенсивном духовном поиске, где преобладал буддизм, но в качестве варианта рассматривались зороастризм, манихейство, несторианство. Влияние этих систем, равно как изобразительных традиций кочевников, на китайское религиозное искусство можно проследить в оформлении буддийских пещерных монастырей.

Еще

Переходный период, древность, средневековье, погребальные комплексы, культура кочевников, буддийское искусство

Короткий адрес: https://sciup.org/147219762

IDR: 147219762

Список литературы О характере перехода от древности к средним векам на территории Китая (по данным археологии)

  • Азаренко Ю. А. Проблема перехода от Древности к Средневековью по археологическим материалам Тайваня // Великий Шёлковый путь в исторической перспективе: Тез. докл. Межрегион. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Новосибирск, 2016. С. 4. URL: http:// www.nsu.ru/rs/mw/link/Media:/57870/Сборник_тезисов.pdf (дата обращения 10.01.2017).
  • Борисов Д. Э., Варенов А. В., Ибрагимова Р. Р. Ханьская империя на пути к гибели (события 189-196 гг. до н. э.) // Россия - Китай: история и культура. Казань: ЯЗ, 2014. С. 262-273.
  • Варенов А. В., Борисов Д. Э., Ибрагимова Р. Р. Погребальные конструкции Восточной Хань и Троецарствия и проблема перехода от поздней древности к раннему средневековью по данным китайской археологии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 4: Востоковедение. С. 204-218.
  • Зах В. А. К понятию «переходный период» в археологии Западной Сибири // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2. С. 20-27.
  • Комиссаров С. А., Соловьев А. И., Трушкин А. Г. Мультикультурализм в эпоху средневековья: к изучению могилы Юй Хуна (Тайюань, Китай) // Востоковедные исследования на Алтае. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2015. Вып. 9. С. 6-14.
  • Кравцова М. Е. К проблеме Средневековья в Китае // Verbum: Альманах. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. Вып. 12: Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры. С. 72-93.
  • Rawson J. Creating Universes: Cultural exchange as seen in tombs in Northern China between the Han and Tang periods // Хань-Тан чжицзянь вэньхуа ишудэ худун юй цзяожун / У Хун чжубянь [汉唐之间文化艺术的互动与交融 / 巫鸿主编] Культурное и художественное взаимодействие и слияние в период между Хань и Тан / Гл. ред. У Хун. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2001. С. 113-152. (на кит. яз.)
  • Лю Цинбинь. Дуньэ Цао Чжи му синчжи као [刘青彬。东阿曹植墓形制考 // 华夏文明] Исследование структуры могилы Цао Чжи в уезде Дуньэ // Хуася вэньмин (г. Чжэнчжоу). 2016. № 11. С. 32-36. (на кит. яз.)
Еще
Статья научная