О динамике социальных границ: власть в воспоминаниях подневольных тружеников

Бесплатный доступ

Цель статьи - определить, в какой степени и под влиянием каких факторов подвержены ситуативной и ретроспективно-исторической динамике границы между депортированными на Кольский полуостров работниками-спецпереселенцами и институализированной властью как их антагонистом. Источниками являются воспоминания спецпереселенцев. Методологической основой служат теории идентификации, социальных фигураций и социальной памяти. К характеристике данной территории и социально-политическим процессам периода ее модернизации применимо понятие фронтира. Факторами динамики отношения к «власти» являются ее структурная дифференциация, идентификация «власти» и «начальства» подневольными работниками, различие функциональных контактов с исполнителями власти на разных этапах переселения, оценка результатов деятельности советской власти в масштабе страны и оценка качества своей жизни мемуаристом в данный момент, этнический и другие социальные идентификаторы субъекта высказывания. Конфигурации отношений представителей власти и поднадзорных складывались из рутинных взаимодействий и случаев-событий, когда от личного выбора и поведения представителя власти зависели жизнь и здоровье переселенцев. Социально-статусная шкала отношений корректируется традиционными этическими преставлениями. Балансу в отношениях власти и подвластных способствовали специфика структуры власти в условиях фронтира, высокая народная репутация отдельных персон местной власти, сокращение социальной дистанции, согласование целей и ценностей в процессе труда по обустройству новой территории, межличностная взаимопомощь.

Еще

Власть, спецпереселенцы, социальная динамика, фронтир, кольский полуостров

Короткий адрес: https://sciup.org/147227328

IDR: 147227328   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2021.591

Список литературы О динамике социальных границ: власть в воспоминаниях подневольных тружеников

  • Басалаева И. П. Критерии фронтира: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 46-49.
  • Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.
  • Виола Л . Крестьянский ГУЛАГ: мир сталинских спецпереселений. М.: РОССПЭН, 2010. 335 с.
  • Власть. Политика. Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник / В. Ф. Ха-липов и др. М.: Наука, 2017. 384 с.
  • Игнатова Н. М. Социальный и духовный протест спецпереселенцев в 1930-50-е гг. на Европейском Севере: постановка проблем и интерпретация [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ist-konkurs. ru/raboty/2005/911-sotsialnyj-i-dukhovnyj-protest-spetspereselentsev-v-1930-50-e-gg-na-evropejskom-severe-postanovka-problem-i-interpretatsiya (дата обращения 18.09.2020).
  • Как сегодня изучать фронтиры? Дискуссия по статье Д. В. Сеня // Петербургские славянские и балканские исследования/Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 1 (27). С. 81-105. DOI: 10.21638/spbu19.2020.105
  • Кедров Н. Г. Лапти сталинизма. Политическое сознание крестьянства Русского Севера в 1930-е годы. М.: Политическая энциклопедия, 2013. 280 с.
  • Киселев А. А. Василий Иванович Кондриков // Не просто имя - биография страны: Книга первая. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. С. 79-92.
  • Киселев А. А. К характеристике образа и типовых черт покорителя тундры 30-х годов XX века (Василий Кондриков) // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде: Сб. ст. Мурманск: МГПУ, 2005. С. 76-81.
  • Куд юкина М . М . Крестьянство и власть в 1920-е годы // Электронная библиотека «Гражданское общество в России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Kudyukina. pdf (дата обращения 18.09.2020).
  • Немировская А., Фоа Р. Социокультурные особенности фронтира России // Социологические исследования. 2013. № 4. C. 80-88.
  • Разумный А . Михаил Михайлович Царевский // Не просто имя - биография страны: Книга первая. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. С. 141-150.
  • Разумова И . А . Создание и реконструкция общности: случай спецпереселенцев // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 8 (185). С. 102-110. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.419
  • Ритцер Д . Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
  • Руткевич А. М. Историческая социология Норберта Элиаса // Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 2. М.; СПб., 2001. С. 349-374.
  • Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня: Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 422 с.
  • Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ Транзиткнига, 2004. 635 с.
  • Холокост и ГУЛАГ: что остается после памяти? // Гефтер. 18.01.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gefter.ru/archive/17231 (дата обращения 20.10.2020).
  • Элиас Н . Общество индивидов = Die Gesellschaft der Individuen: Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. 331 с.
  • Элиас Н. Понятие фигурации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. III. № 3. С. 62-65.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  • Bauman Z . Identity. Conversations with Benedetto Vecchi. Cambridge; Malden: Polity Press, 2004. 104 p.
  • Charny Israel W. (Ed.), Adalian, Rouben Paul, Jacobs Steven L., Markusen Eric, Sherman Marc I. Encyclopedia of Henocide. Vol. 1. A-H. ABC-CLIO, 1999. 718 p.
  • Hobsbawm E. Are all tongues equal? Language, culture, and national identity // Living as equals. (Paul Barker, Ed.). Oxford: Oxford UP, 1997. P. 85-98.
  • Kaznelson M. Remembering the Soviet state: Kulak children and dekulakisation // EUROPE-ASIA STUDIES. Routledge, 2007. Vol. 59. No 7. November. P. 1163-1177.
  • Marcuse Harold. Holocaust memorials: The emergence of a genre // The American Historical Review. University of Chicago Press, 2010. Vol. 115. P. 5-89.
Еще
Статья научная