Нуклеарное искусство звериного стиля

Бесплатный доступ

Основная цель данной статьи - дополнительное обоснование центральноазиатской теории происхождения искусства звериного стиля. для этого предлагается последовательность изучения составляющих его изображений по схеме:объект (природное окружение) - субъект (человек) - вид изображаемого животного - материал - мотив - образ - стиль - семантика - композиция. Особое внимание уделяется резьбе (по коже, войлоку, кости, дереву) как предположительно доминирующей форме изобразительной деятельности создателей звериного стиля.Выявляются основные компоненты его сложения в Центральной Азии - карасукский, сейминско-турбинский и «китайский». Обосновывается разделение аржано-майэмирского (раннего) этапа развития звериного стиля на две хронологические и стилистические группы - собственно аржанскую (VIII-VII вв. до н. э.) и майэмирскую (VII-VI вв. до н. э.), с последующим продвижением ее на Запад. Приводятся примеры реминисценций начального этапа развития звериного стиля в более поздних произведениях скифского искусства.

Еще

Звериный стиль, центральная азия, изобразительная деятельность, резьба, образ, семантика, композиция

Короткий адрес: https://sciup.org/143163920

IDR: 143163920

Список литературы Нуклеарное искусство звериного стиля

  • Бобров В. В., Моор Н. Н., 2001. Реминисценции изобразительной традиции сейминско-турбинской эпохи в тагарском искусстве//Древнее искусство в зеркале археологии: сб. науч. тр., посвящ. 70-летию Д. Г. Савинова. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 70-76.
  • Варламов О. Б., 1995. Бронзовый топор из Прибайкалья и некоторые вопросы сложения изобразительных комплексов раннескифского искусства//Байкальская область в древности. Иркутск: ИркГУ. С. 144-153.
  • Галанина Л. К., 1997. Келермесские курганы. «Царские» погребения раннескифской эпохи/Отв. ред.: А. Иванчик, Г. Парцинцер. М.; Берлин: Германский археологический институт. 269 с. (Степные народы Евразии; т. I.)
  • Грязнов М. П., 1980. Аржан. Царский курган раннескифского времени./Отв. ред. А. М. Мандельштам. М.: Наука. 61 с.
  • Грязнов М. П., 1983. Начальная фаза развития скифо-сибирских культур//Археология Южной Сибири. Вып. 12. Кемерово: КГУ. С. 3-18. (ИЛАИ.)
  • Грязнов М. П., 1984. О монументальном искусстве на заре скифо-сибирских культур в степной Азии//АСГЭ. Вып. 25. Л.: ГЭ. С. 76-82.
  • Евразия в Скифскую эпоху. Радиоуглеродная и археологическая хронология/Науч. ред.: Г. И. Зайцева и др. СПб: Теза, 2005. 290 с.
  • Ильинская И. А., 1980. Дискуссионные проблемы отечественной скифологии. Круглый стол. Выступление // НАА. 1980. № 5. С. 123.
  • Канторович А. Р., 2015. Скифский звериный стиль Восточной Европы: классификация, типология, эволюция: автореф. дис. … д-ра ист. наук. М. 69 с.
  • Кисель В. А., 1997. Священная секира скифов. Об одной находке из Келермеса. СПб: МАЭ РАН. 109 с.
  • Ковалев А. А., 1998. Древнейшие датированные памятники скифо-сибирского звериного стиля (тип Наньшаньгень)//Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург: материалы всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения А. Д. Грача/Отв. ред. Д. Г. Савинов. СПб: Культ-Информ-Пресс. С. 122-131.
  • Комиссаров С. А., 1988. Комплекс вооружения Древнего Китая. Эпоха поздней бронзы/Отв. ред. В. Е. Ларичев. Новосибирск: Наука. 119 с. (История и культура Востока Азии.)
  • Королькова Е. Ф., 1996. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи./Отв. ред. А. Ю. Алексеев. СПб: ГЭ. 78 с.
  • Мартынов А. И., 1980. Скифо-сибирское единство как историческое явление//Скифо-сибирское культурно-историческое единство: материалы I Всесоюзн. археол. конф. Кемерово: КемГУ. С. 11-29.
  • Минасян Р. С., 1988. К вопросу о влиянии техники производства на происхождение некоторых особенностей скифо-сибирского звериного стиля//АС ГЭ. Вып. 29. Л.: ГЭ. С. 44-58.
  • Парцингер Г., 2000. Сейминско-турбинский феномен и формирование сиюирского звериного стиля//АЭАЕ. С. 66-75.
  • Переводчикова Е. В., 1989. «Центры» и «периферия» в раннем скифском зверином стиле степей Евразии//Скифо-сибирский мир (социальная структура и общественные отношения): тез. докл. Всесоюзн. археол. конф. Ч. II. Кемерово: КемГУ. С. 30-33.
  • Погребова М. Н., Раевский Д. С., 2001. «Уйгаракский аргумент» в контексте дискуссии о генезисе звериного стиля скифской эпохи//РА. № 1. С. 45-52.
  • Полосьмак Н. В., 1994. «Стерегущие золото грифы». Ак-алахинские курганы. Новосибирск: Наука. 120 с.
  • Пяткин Б. Н., Миклашевич Е. А., 1990. Сейминско-турбинская изобразительная традиция: пластика и петроглифы//Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М.: ИА АН СССР. С. 146-153.
  • Савинов Д. Г., 1996. Древние поселения Хакасии. Торгажак. СПб: Петербургское востоковедение. 112 с.
  • Савинов Д. Г., 1998. Карасукская традиция и «аржано-майэмирский» стиль//Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург: материалы всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения А. Д. Грача/Отв. ред. Д. Г. Савинов. СПб: Культ-Информ-Пресс. С. 132-136.
  • Савинов Д. Г., 1999. Первичные материалы и стиль саяно-алтайских изображений раннескифского времени//Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: сб. ст. междунар. науч. конф./Отв. ред.: Ю. Ф. Кирюшин, А. А. Тишкин. Барнаул: АГУ. С. 154-158.
  • Савинов Д. Г., 2000. Реалистические изображения лошадей скифского времени и сейминская изобразительная традиция//Исторический ежегодник. Спец. вып.: Посвящ. 70-летию В. И. Матющенко. Омск: ОмГУ. С. 179-187.
  • Савинов Д. Г., 2012. Изобразительные памятники раннескифского времени: искусство композиции//Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии/Отв. ред.: О. С. Советова, Г. Г. Король. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 35-55. (Тр. САИПИ; вып. IX.)
  • Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии: докл. конф./Отв. ред.: А. И. Мелюкова, М. Г. Мошкова. М.: Наука, 1976. 269 с.
  • Черных Е. Н., Кузьминых С. В., 1989. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен)./Отв. ред. Н. Я. Мерперт. М.: Наука, 320 с.
  • Членова Н. Л., 1967. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М.: Наука. 296 с.
  • Членова Н. Л., 1971. К вопросу о первичных материалах предметов в зверином стиле//Проблемы скифской археологии. М.: Наука. С. 208-217. (МИА; № 177.)
  • Членова Н. Л., 1993. О степени сходства компонентов материальной культуры в пределах «Скифского мира»//ПАВ. № 7. С. 49-77.
  • Членова Н. Л., 2001. Были ли Ленская и Ангарская тайга пРАродиной скифов Причерноморья и Северного Кавказа//РА. № 4. С. 53-68.
  • Чугунов К. В., 1997. Находка кинжала раннескифской эпохи из юго-западной Тувы//Новые исследования археологов России и СНГ: материалы Пленума ИИМК РАН. СПб: ИИМК РАН. С. 81-86.
  • Шер Я. А., 1980. Ранний этап скифо-сибирского звериного стиля//Скифо-сибирское культурно-историческое единство: материалы I Всесоюзн. археол. конф. Кемерово: КемГУ. С. 338-347.
  • Culture of bronze artefacts of the Bronze Age and Hunnu Empire. Ulaanbaatar, 2011. 496 p., ill. (In Mongolian and English.)
Еще
Статья научная