Номер Владимира Винокура "Пародия-80" как начало формирования системы "Биографический миф Владимира Высоцкого и миф московской олимпиады"

Автор: Безбородов Александр Борисович, Белоусов Лев Сергеевич, Доманский Юрий Викторович, Пешин Николай Леонидович, Шкаренков Павел Петрович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Филология плюс…

Статья в выпуске: 3 (46), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается непосредственно связанное с мифом Московской Олимпиады 1980 г. одно из проявлений биографического мифа Владимира Высоцкого - пародия Владимира Винокура. Излагается теория биографического мифа как такового, описывается собственно миф Олимпиады-80 в Москве, на основе чего анализируется небольшой песенный номер, представляющий из себя оригинальный ролевой текст, исполненный Винокуром на несколько измененную мелодию песни Высоцкого «Москва-Одесса» голосом, который имитирует голос Высоцкого. Анализируются те элементы пародийного текста, которые так или иначе соотносятся с биографическим мифом Высоцкого: это и отсылки к песне-источнику, и узнаваемый голос, и упоминание Театра на Таганке и гитары… Параллельно рассматриваются фрагменты из тех стихотворений, посвященных памяти Высоцкого, в которых упомянута гитара. Отмечается, что в тексте пародии Винокура можно увидеть и метафорический смысл, связанный с положением субъекта-объекта пародии в советской культуре. Делается вывод о важности самого факта появления данной пародии в контексте предстоящей в Москве Олимпиады. Восприятие публикой и самого этого факта, и текста пародии отчетливо распадается на время до Олимпиады и на время после Олимпиады; еще точнее - до 25 июля 1980 г. и после этого дня. До 25 июля, до дня смерти Высоцкого, пародия воспринималась как еще один из немногочисленных фактов появления песен Высоцкого на носителях, представляющих официальную культуру. После же 25 июля пародия Винокура стала восприниматься как невероятная нелепость, как проявление гротеска, рожденного в симбиозе искусства и жизни. В итоге между художественным миром и физической реальностью складываются отношения, благодаря которым и формируется биографический миф.

Еще

Биографический миф, олимпиада-80, владимир высоцкий, владимир винокур, пародия

Короткий адрес: https://readera.org/149127080

IDR: 149127080   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00051

Список литературы Номер Владимира Винокура "Пародия-80" как начало формирования системы "Биографический миф Владимира Высоцкого и миф московской олимпиады"

  • Влади М. Прощание // Вспоминая Владимира Высоцкого. М., 1989. С. 330-334.
  • Дубин Б.В. Биография, репутация, анкета (о формах интеграции опыта в письменной культуре) // Биографический альманах. Вып. 6. М.; СПб., 1995. С. 7-31.
  • Козаков М. Пришли все // Вспоминая Владимира Высоцкого. М., 1989. С. 336-338.
  • Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 158-205.
  • Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотнесению текста и личности автора) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 365-376.
  • Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока: дис. в виде научного доклада … докт. филол. наук: 10.01.01. М., 1998.
  • Томашевский Б. Литература и биография // Книга и революция. 1923. № 4 (28). С. 6-9.
  • Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М., 1999.
Статья научная