Ночной гость тинтин: истоки образа демонического персонажа в фольклорных и археологических материалах Эквадора

Бесплатный доступ

Программа исследований российской археологической экспедиции в Южной Америке (2010-2018 гг.) предусматривала изучение широкого круга доиспанских культур, обращение к музейным собраниям, коллекциям, к проявлениям традиционной ритуальной практики и верований. В настоящей статье производится анализ образа Тинтина - демонического персонажа сельского фольклора индейцев мантенья-уанкавилка (прибрежная часть Эквадора). Он формировался под влиянием целого ряда доколониальных и раннеколониальных фольклорно-мифологических мотивов. Существенную роль в его образе играют атрибуты летучей мыши - животного, биологические особенности которого привлекали и одновременно пугали человека, порождая множество мифов и легенд. Привлекаемые авторами в сравнительном формате для характеристики образа Тинтина фольклорные данные и археологические материалы культур Южной Америки и Месоамерики наглядно подтверждают связь образа Тинтина с шаманской практикой, потусторонними мирами и культом плодородия.

Еще

Южная америка, эквадор, археология, ритуал, мантенья-уанкавилка

Короткий адрес: https://sciup.org/147240775

IDR: 147240775   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-5-157-168

Список литературы Ночной гость тинтин: истоки образа демонического персонажа в фольклорных и археологических материалах Эквадора

  • Гаврилина Т. А., Табарев А. В. Дело о надоедливом Тинтине: демонический персонаж в традиционном фольклоре индейцев мантенья, Эквадор (из архива российской археологической экспедиции 2014-2018 гг.) // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: Сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. Москва; Томск: Изд-во ТГУ, 2021. С. 120.
  • Мифы индейцев Центральной Америки: Пополь-Вух; Родословная владык Тотоникапана / Пер. с языка киче, коммент. и послесл. Р. В. Кинжалова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 240 с.
  • Славинская Е. Е., Табарев А. В. Антропоморфная пластика доиспанских культур в прибрежных частях Эквадора и Западной Мексики // Тихоокеанская археология: новые материалы, проекты, исследования. 5-й Международный симпозиум, Владивосток, 6-9 мая 2022 г. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2022. С. 140-145.
  • Табарев А. В. Каменные и деревянные изваяния в культуре мантенья-уанкавилка, Эквадор // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы Итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. Т. 21. С. 405-408.
  • Табарев А. В. Погребальные маски в доиспанских культурах юго-западной Колумбии // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы Итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. Т. 22. С. 424-427.
  • Табарев А. В., Маркос Х. Г., Попов А. Н. Совсем не «печальные» тропики: Российская археологическая экспедиция в Эквадоре // Наука из первых рук. 2015. № 5-6. С. 156-171.
  • Alaica A. K. Inverted Worlds, Nocturnal States and Flying Mammals: Bats and Their Symbolic Meaning in Moche Iconography. Arts, 2020, vol. 9, pp. 1-23.
  • Árias S. U. La Importancia de la Representación del Murciélago en Mesoamérica. Puebla, Colegio de Historia, 2013, 215 р.
  • Benson E. P. Bats in South American Iconography. Andean Past, 1987, vol. 1, pp. 165-90.
  • Entre Nieblas. Mitos, Leyendas e Historias del Páramo. Proyecto Páramo Andino y Editorial Abya, Quito, Yala, 2009, 174 p.
  • Ecuadorian Legends. Guayaquil, Editorial Grupo Compás, 2020, 59 p.
  • Lunniss R. Vida y costumbres de los pobladores del Ecuador antiguo. Guayaquil, Museo Presley Norton, 2007, 149 p.
  • Parducci Z. R. Sellos zoomorfos de Manabí (Ecuador). Cuadernos de Historia y Arqueología, 1966, no. 28-29, pp. 123-128.
  • Rodríguez A., Blanco S., Clavijo A. Rituales funerarios y chamanismo en el cementerio de Coronado (siglos III A.C. a III D.C.). In: Territorio ancestral, rituals funerarios y chamanismo en Palmira prehispánica, Valle del Cauca. Bogotá, Universidad Nacional de Colombia, 2007, pp. 81-138.
  • Salazar E. La Capitana. Apachita, 2005, no. 4, pp. 8-9.
  • Saville M. H. The Antiquities of Manabi, Ecuador: A Preliminary Report. New York, Irving Press, 1907,135 p.
  • Sieradzki A., Mikkola H. Bats in Folklore and Culture: A Review of Historical Perceptions around the World. Bats - Disease-Prone but Beneficial. London, IntechOpen, 2022, 150 p.
  • Tabarev A. V., Kanomata Y., Popov A. N., Poshekhonova O. E., Zubova A. V. Towards the Characteristics of Early Formative, Coastal Ecuador: Joint Russian-Japanese-Ecuadorian Excavations at Real Alto site in 2014-2017. In: Valdivia, una Sociedad Neolítica: Nuevos aportes a su conocimiento. Portoviejo, Ediciones UTM - Universidad Técnica de Manabí, 2021, pp.64-97.
  • Wilbert J. The Thread of Life. Symbolism of Miniature Art from Ecuador. Dumbarton Oaks Studies in Pre-Columbian Art and Archaeology, 1974, no. 12, 112 p.
  • Zeidler J. A., Stahl P., Sutlif M. J. Shamanistic Elements in a Terminal Valdivia Burial, Northern Manabi, Ecuador: Implications for Mortuary Symbolism and Social Ranking. In: Recent advances in the Archaeology of the Northern Andes: In memory of Gerardo Reichel-Dolmatoff. Los Angeles, Cotsen Institute of Archaeology Press, 1998, pp. 109-120.
Еще
Статья научная