Нейронаучные особенности художественного познания: эпистемологический аспект

Автор: Краева А.Г.

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Философия и культурология

Статья в выпуске: 4 (26), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринимается попытка осмыслить последние достижения в области социальной и культурной нейронауки в связи с проблемой переосмысления традиционной природы субъекта познания в аспекте перехода от его «универсалистской» трактовки в духе когнитивного трансцендентализма к социальной и культурной детерминированности когнитивной деятельности, учитывающей, в частности, его биологические особенности.

Нейронаука, субъект познания, художественная когнитивная практика, ментальность, рефлексия

Короткий адрес: https://sciup.org/14114213

IDR: 14114213

Список литературы Нейронаучные особенности художественного познания: эпистемологический аспект

  • Бажанов В. А. Дилемма психологизма и антипсихологизма//Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 1. С. 6-16.
  • Бажанов В. А. Современная культурная нейро-наука и природа субъекта познания: логико-эпистемологические измерения//Эпистемология и философия науки. 2015. Т. XLV, № 3. С. 133-149.
  • Трансдисциплинарность в философии и науке: проблемы, подходы и перспективы. М.: Навигатор, 2015. 564 с.
  • Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2002. 527 с.
  • Микешина Л. А. Размышления о субъекте неклассической эпистемологии//Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2015. № 1. С. 6-12.
  • Фаликман М. В., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта//Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, № 3. С. 4-18.
  • Бескова И. А., Князева Е. Н. Природа и образы телесности. М.: Прогресс-традиция, 2011. 410 с.
  • Петров В. О. Музыкальное произведение XX века: социальные ориентиры композитора//Материалы ХШ Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Т. III. М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 25-32.
  • Евин И. А., Кобляков А. А., Савриков Д. В., Шувалов Н. Д. Когнитивные сети//Компьютерные исследования и моделирование. 2011. Т. 3, № 3. С. 231-239.
  • Bak P. How Nature works. N. Y.: Copernicus, 1997. 212 р.
  • Евин И. А. Искусство и синергетика. М.: Либроком, 2008. 312 с.
  • Цветус-Сальхова Т. Э. «Тело» и «телесность» в культурологических исследованиях//Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. № 351. С. 70-73.
  • Фаликман М. В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура//Психологический журн. Московского ун-та природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. С. 31-37.
  • Cartwright J. Evolution and Human Behaviour. Houndmills: MacMillan, 2000.
  • Марютина Т. М. Нейроконструктивизм -новая парадигма возрастной психофизиологии?//Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 4. С. 132-143.
  • Sirios S., Spratling M., Johnson M., Thomas M., Westermann G., Marshall D. Precis of neuroconstructivism: how the brainconstructs cognition//Behavioral and Brain Sciences. 2008. Vol. 31. P. 321-331; discussion 331-356.
  • Кривцун О. Ритмы искусства и ритмы культуры: формы исторических сопряжений//Вопр. философии. 2005. С. 50-62.
  • Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства/пер. Ю. Н. Попова. СПб., 2000. 272 с.
  • Волконский А. Основы темперации. М.: Композитор, 2003. 91 с.
  • Neubaer E. Music in the Islamic environment//History of civilizations of Central Asia, ed. by C. E. Bosworth and M. S. Asimov. Vol. 4, part 2. Delhi, 2003. P. 591-604.
  • Han S., Ma Y. Cultural differencesin human brain activity: a quantitative meta-analysis//Neuroimage. 2014. Vol. 99. Р. 293-300.
  • Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М.: Эйзенштейн-центр, 1996. 77 с.
  • Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии//Эволюция. Язык. Познание/отв. ред. д. ф. н. И. П. Меркулов. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 23-35.
Еще
Статья научная