Неизвестный автограф Выговского старообрядческого книжника XVIII века Даниила Матвеева, каргопольского уроженца

Автор: Пигин Александр Валерьевич

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 1 (162), 2017 года.

Бесплатный доступ

Анализируются два текста, входящие в состав рукописного сборника XVIII века (Библиотека РАН, Каргопольское собрание, № 62), переписанные рукой старообрядческого книжника из Выго-Лексинского общежительства Даниила Матвеева (1687-1776). Один из них представляет собой компиляцию на тему пострижения в монахи, которую выговский книжник составил на основе канонических, богослужебных и агиографических текстов. Отмечается, что большое внимание в этом сочинении Даниил Матвеев уделил необычным, редким случаям в истории пострижения святых преподобных. Интерес к этой теме был связан, вероятно, с размышлениями Даниила Матвеева о перспективах института монашества в Выго-Лексинском общежительстве. Компиляция рассматривается также в контексте некоторых других выговских сочинений, посвященных исключительным проявлениям святости в истории христианства. Другой памятник, вошедший в состав карго-польского сборника в списке Даниила Матвеева, - Житие Кирилла Челмогорского. Анализируются особенности этого списка и высказывается гипотеза о причастности Даниила Матвеева к созданию самого жития.

Еще

Старообрядческая книжность, выго-лексинское общежительство, агиография, пострижение в монахи, житие кирилла челмогорского

Короткий адрес: https://sciup.org/14751150

IDR: 14751150

Список литературы Неизвестный автограф Выговского старообрядческого книжника XVIII века Даниила Матвеева, каргопольского уроженца

  • Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1912. С. 200-205
  • Память преподобного отца нашего Павла Повинника (7 декабря)//Пролог. М., 1642. Л. 472.
  • Никон Черногорец. Тактикон. Почаев, 1794. Л. 158.
  • Национальный музей Республики Карелия, КГМ-1324/3, 1740-1750-е гг. (рукопись описана: ).
  • Амосов А.А. Археографическое обследование Каргополья. Итоги и перспективы//Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры. М., 1982. Ч. 2: Памятники старинной письменности. С. 52-60.
  • Библиотека литературы Древней Руси/Под ред. Н.В. Понырко; Подгот. текстов и коммент. Е.М. Юхименко. СПб.: Наука, 2015. Т. 19: XVIII век. 852 с.
  • Бубнов Н.Ю., Копанев А.Н. Отчет об археографической экспедиции Библиотеки АН СССР 1965 г.//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги БАН СССР. М.; Л., 1966. С. 199-205.
  • Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV-XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия/Сост., отв. ред. и автор предисл. А.В. Пигин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 608 с.
  • Пигин А.В. Кирилл Челмогорский//Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 34. С. 342-346.
  • Пигин А.В. О некоторых малоизвестных старообрядческих сочинениях в составе Карельского собрания рукописей Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН//Книжные собрания Русского Севера: проблемы изучения, обеспечения и доступности. Архангельск, 2013. Вып. 6. С. 175-186.
  • Пигин А.В. Памятники книжной старины из Каргополья в хранилищах Петрозаводска//Рябининские чтения-2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 427-431.
  • Понырко Н.В. Даниил Матвеев//Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1: А-З. С. 250.
  • Соколовская М.Л. Складывание института «учительства» в Выго-Лексинском общежительстве («об исполнении келейного правила» скитскими старостами)//Мир старообрядчества. М.; СПб., 1992. Вып. 1: Личность. Книга. Традиция. С. 28-45.
  • Сочинения писателей-старообрядцев XVII века/Сост. Н.Ю. Бубнов. Л., 1984 (Описание рукописного отдела Библиотеки Российской Академии наук. Т. 7, вып. 1). 316 с.
  • Сочинения писателей-старообрядцев первой половины XVIII века/Сост. Н.Ю. Бубнов. СПб., 2001 (Описание рукописного отдела Библиотеки Российской Академии наук. Т. 7, вып. 2). 435 с.
  • Юхименко Е.М. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев»//Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2014. Т. 62. С. 167-174.
  • Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 2. 480 с.
  • Юхименко Е.М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 1. 688 с.; Т. 2. 568 с.
  • Юхименко Е.М. Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой пустыни//Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 48. С. 351-354.
  • Юхименко Е.М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2010. Т. 61. С. 329-344.
  • Pigin A. Hagiographie Writings in the Old Believer Controversies over ‘the Suicidal Death' at the End of the Seventeenth and the Eighteenth Centuries (Peter Prokop'ev's Message to Daniil Vikulin)//Scrinium: Journal of Patrology, Critical Hagiography, and Ecclesiastical History. 2014. Vol. 10. P. 230-244.
Еще
Статья научная