Неизвестные факты из истории создания повести Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон (старинное сказание)»

Автор: Минеева Инна Николаевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 7 (152), 2015 года.

Бесплатный доступ

Представлены некоторые наблюдения над творческой историей повести Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон». Удалось установить, что отправной точкой для ее написания послужило не собственно житие «Память преподобного отца нашего Феодула епарха», с которым писатель познакомился по изданию Пролога 1642-1643 годов, а сделанный в записной книжке его конспект. В процессе фиксации Лесков вступает в полемику с первоисточником и вносит в него концептуальные изменения. Декларируемая в Прологе идея спасения души в конспекте затушевывается. Наиболее значимой и интересной для писателя стала проблема праведничества. Согласно авторской интерпретации, праведником является не столпник Феодул, как в исходном тексте, а скоморох Корнилий. В отличие от столпника, он живет добром не как идеей, а как Присутствием. Подобное прочтение исходного текста обусловило направление всей последующей авторской правки (изменение названия жития в записи, введение биографических/психологических характеристик героев, сокращение эпизодов). Переработанный проложный сюжет получает у Лескова новую актуальность в 1886 году. На его основе писатель создает повесть «Боголюбезный скоморох» (редакция - 1886). Сохранив и развив намеченное в записи идейное ядро, Лесков переработал проложное житие в нравственно-философскую повесть о праведности как служении людям, земном мире как школе, путях преодоления самомнения, согласия с собственной неправдой и восстановления утраченного чувства родства с Богом и миром. После запрещения Светской и Духовной цензурой в 1887 году издания повести Лесков вынужденно вносит в нее правку. С целью завуалировать религиозный первоисточник в первом варианте редакции - 1886 изменяет прежнее название повести на «Скоморох Памфалон», дает новые имена персонажам, заменяет имя Оригена на его прозвище Адамант, исключает проложные цитаты. Все другие изменения - творческие (включение эпиграфа, преобразование финала). В новой публикации 1887 года (второй вариант редакции - 1886) под тем же заглавием устраняет сделанные ранее формальные поновления (восстанавливает проложные цитаты и имя Оригена). В исследование впервые вводятся не опубликованные ранее архивные материалы.

Еще

Русская литература xix века, н. с. лесков, повесть "скоморох памфалон"

Короткий адрес: https://sciup.org/14750982

IDR: 14750982

Список литературы Неизвестные факты из истории создания повести Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон (старинное сказание)»

  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. С. 157-192.
  • Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 10. М.: Худож. лит-ра, 1956-1958. 597 с.
  • Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. М.: Худож. лит-ра, 1956-1958. 859 с.
  • Минеева И. Н. Древнерусский Пролог в творчестве Н. С. Лескова: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. СПб., 2003. 22 с.
  • Ранчин А. К творческой истории легенд Лескова «Повесть о богоугодном дровоколе» и «Скоморох Памфалон» (по материалам цензурных дел)//Неизданный Лесков: В 2 кн. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 1997. С. 375-381.
  • Чередникова М. П. Об источниках легенды Н. С. Лескова «Скоморох Памфалон»//Русский фольклор. Л.: На ука, 1972. Т. XIII. С. 111-122.
Статья научная