Мотив «рая на земле» в художественном сознании Ф. М. Достоевского

Автор: Богданова Ольга Алимовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (36), 2016 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи - представить аспект райского состояния «земли» в творчестве Ф.М. Достоевского, обусловленный влиянием на писателя древней восточно-христианской духовной традиции - исихазма. Для этого, во-первых, предпринят анализ главных семантических слоев концепта «земля» у писателя: фольклорного, ветхозаветного и новозаветного, во-вторых - очерчена история исихазма в русской культуре и указаны проводники исихастских воззрений в биографии автора «Братьев Карамазовых», в-третьих - выявлен милленаристский характер апокалиптики Достоевского. В результате сделан вывод о первостепенной роли в концепции писателя исихастского идеала «обóжения» в качестве не только духовно-душевного, но и физического изменения человека и примыкающей к нему части мира уже здесь, в границах истории. Темы христианского хилиазма и «обóжения» как возникновения островков рая на «земле» слиты у Достоевского воедино.

Еще

"рай на земле", достоевский, "земля", православие, исихазм, хилиазм, милленаризм, "обóжение"

Короткий адрес: https://sciup.org/14914537

IDR: 14914537

Список литературы Мотив «рая на земле» в художественном сознании Ф. М. Достоевского

  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972-1990. Т. 14. С. 262
  • Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 244-247; Иванов Вяч.И. Религия Диониса//Вопросы жизни. 1905. № 7. С. 140-141
  • Смирнов С.И., проф. Древнерусский духовник. М., 2004. С. 429-473
  • Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII веков//Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР. Т. XVI. М.; Л., 1960. С. 98-104
  • Плетнев Р.В. Земля (из работы «Природа в творчестве Достоевского)//О Достоевском: сборник статей под ред. А.Л. Бема. Прага 1929/1933/1936. М., 2007. С. 153-155
  • Федотов Г.П. Полное собрание статей: в 4 т. Т. 3. Тяжба о России (Статьи 1933-1936 гг.). Париж, 1982. С. 236-239
  • Зандер Л.А. Тайна добра (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт-на-Майне, 1960. С. 38-42
  • Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII веков//Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР. Вып. XVI. М.; Л., 1960. С. 24, 98-101
  • Смирнов С.И., проф. Древнерусский духовник. М., 2004. С. 443-446
  • Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М. Достоевского. Челябинск, 1994. С. 152-157
  • Бердяев Н.А. О новом религиозном сознании//Вопросы жизни. 1905. № 9. С. 155-167; Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 40-44
  • Гачев Г.Д. Космос Достоевского//Проблемы поэтики и истории литературы: сб. к 75-летию М.М. Бахтина. Саранск, 1973. С. 119-120
  • Габдуллина В.И., Островских В.Н. Русская литература в контексте православной культуры. Барнаул, 2011. С. 85-93
  • Зандер Л.А. Тайна добра (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт-на-Майне, 1960. С. 49
  • Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 31-32; Комарович В.Л. Ненаписанная поэма Достоевского//Достоевский. Статьи и материалы/под ред. А.С. Долинина. Вып. 1. Пб., 1922. С. 189-192
  • Плетнев Р.В. Земля (из работы «Природа в творчестве Достоевского)//О Достоевском: сб. статей под ред. А.Л. Бема. Прага 1929/1933/1936. М., 2007. С. 153-154
  • Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004. С. 368-370
  • Богданова О.А. Концепт «земля» в творческом сознании Ф.М. Достоевского и культурных деятелей Серебряного века (Д.С. Мережковского, А.А. Блока, Вяч.И. Иванова, Ф. Сологуба, А. Белого, Г.И. Чулкова)//Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. М., 2013. С. 101-102
  • Соловьев Вл.С. Собрание сочинений: в 10 т. 2-е изд. СПб., 1911-1914. Т. 3. С. 222-223
  • Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М., 2001. С. 349, 402-403
  • нгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского//Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы/под ред. А.С. Долинина. Сб. 2. Л.; М., 1924. С. 93-95
  • Федотов Г.П. Полное собрание статей: в 4 т. Т. 3. Тяжба о России (Статьи 1933-1936 гг.). Париж, 1982. С. 230-235
  • Зандер Л.А. Тайна добра (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт-на-Майне, 1960. С. 36-38
  • Аверинцев С.С. София-Логос: словарь. Киев, 2006. С. 398
  • Паршин А.Н. «Богородица -мать сыра земля…» (О трех лекциях в Московской Духовной академии)//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Вып. 5 (37). С. 72-78. (Сер. I: Богословие. Философия)
  • Хоружий С.С. Духовная практика и духовная традиция. Концепт//ИСА. Институт синергийной антропологии. URL: http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2010/07/hor_bilingua.pdf (дата обращения 18.02.2016)
  • Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 210
  • Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 212
  • Хоружий С.С. Духовная практика и духовная традиция. Концепт//ИСА. Институт синергийной антропологии. URL: http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2010/07/hor_bilingua.pdf (дата обращения 18.02.2016)
  • Экономцев Иоанн, игум. Православие, Византия, Россия. М., 1992. С. 192
  • Белова Т.П. Исихазм и русская интеллигенция: история изучения и современный взгляд на проблему//Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции. Иваново, 1996. С. 80
  • Краваль Л.А. Пушкин и преподобный Серафим//Духовный труженик. А.С. Пушкин в контексте русской культуры. СПб., 1999. С. 51-53
  • Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. Кишинев, 1985. С. 172-173
  • Башкиров Д. Пространство слова в романе Достоевского «Идиот»: исихазм и творчество Достоевского//Достоевский и мировая культура. Вып. 17. М., 2003. С. 181-182; Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. М., 2002. С. 291-292
  • Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы//Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР. Т. XXXIV. Л., 1979. С. 9, 16
  • Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. С. 2
  • Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 391
  • Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 232-234
  • Хоружий С.С. «Братья Карамазовы» в призме исихастской антропологии//Достоевский и мировая культура. Вып. 25. М., 2009. С. 13-56; Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. М., 2002. С. 118
  • Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 393-394
  • Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. М., 2007. С. 230, 248
  • Энгельгардт Б.М. Идеологический роман Достоевского//Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы/под ред. А.С. Долинина. Сб. 2. Л.; М., 1924. С. 92-93
  • отельников В.А. Апокалиптика и эсхатология у Достоевского//Русская литература. 2011. № 3. С. 51-67
  • Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 368-434
  • Мень А.В. Библиологический словарь: в 3 т. Т. 3. М., 2002. С. 353
Еще
Статья научная