Мотив оборотничества в русских свадебных приговорах

Автор: Крашенинникова Юлия Андреевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.20, 2022 года.

Бесплатный доступ

Настоящая работа посвящена анализу русских свадебных приговоров, в которых реализуется мотив оборотничества. Эти тексты являются частью приговоров-диалогов, которые произносили представители рода жениха (дружка, крестный отец жениха, и др.) и рода невесты (брат, отец невесты, особый «староста», и др.) перед закрытыми дверями дома невесты. Мотив оборотничества в свадебных приговорах по вербальной манифестации и стилистике близок к свадебным причитаниям и волшебной сказке. Для текстов приговоров характерно самостоятельное добровольное превращение невесты и жениха; невеста всегда проходит через это, жених для получения невесты остается в человеческом облике или оборачивается вслед за ней. Невеста перевоплощается в разных представителей орнито-, зоо-, ихтиофауны. Самым частотным является образ белой лебеди , отмеченный и в кижско-пудожской, и в мезенской традициях. Вторыми по частотности являются образ щуки , отмеченный в лешуконско-мезенских поздних записях 1970-х гг., и образ лисицы , имеющий более дисперсное распространение и протяженное время фиксации. Превращение девушки-невесты в кольцо - еще одна особенность мотива оборотничества, которая сближает свадебный приговор и сказку. Действия жениха в мотиве оборотничества различаются по степени приложения им усилий - жених самостоятельно добывает невесту или привлекает помощников, с которыми связан отношениями знакомства, родства (поезжане, дружка, дружина) или случайной встречей, состоявшейся в процессе поиска невесты (образ чудесного помощника). Использование чудесных средств, волшебных предметов или содействие волшебного помощника отмечены в редких записях приговоров, эти образы являются по преимуществу приметой индивидуального стиля и мастерства конкретных исполнителей, такие тексты фиксируются, как правило, в единичных вариантах.

Еще

Свадебный обряд, русские свадебные приговоры, мотив оборотничества, фольклор, чудесный помощник

Короткий адрес: https://sciup.org/147238878

IDR: 147238878   |   DOI: 10.15393/j9.art.2022.10723

Список литературы Мотив оборотничества в русских свадебных приговорах

  • Киуру Э. С. Тема добывания жены в эпических рунах. К семантике поэтических образов / науч. ред. Б. Н. Путилов. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 1993. 132 с.
  • Крашенинникова Ю. А. Свадебные байки Виледи в Архангельской области в контексте смеховой культуры и обрядового фольклора // Przegl^d Rusycystyczny. 2019. № 1 (165). С. 10-20.
  • Краюшкина Т. В. Мотивы тела и телесных состояний человека в русских народных волшебных сказках Сибири и Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 2009. 338 с.
  • Кузнецова В. П. Причитания в северно-русском свадебном обряде. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 1993. 180 с.
  • Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С. 210-234.
  • Миллер О. Ф. [Рецензия] // Русская Старина. Т. LXIII. Кн. IX. Сентябрь. 1889 [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/m/miller_o_f/ text_1889_opisaine_russkoi_svadby_oldorfo.shtml (26.01.2022).
  • Мореева А. К. Традиционные формулы в приговорах свадебных дружек // Художественный фольклор. М., 1927. Вып. II-III. С. 112-129.
  • Путилов Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. 315 с.
  • Путилов Б. Н. О процессе жанрообразования в фольклоре // Актуальные проблемы современной фольклористики: сб. ст. и мат-лов. Л.: Музыка, 1980. С. 197-199.
  • Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб.: Петерб. востоковедение, 2003. 457 с.
  • Разумова И. А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. Петрозаводск: Карелия, 1991. 163 с.
Еще
Статья научная