Мир буддийской металлической скульптуры (на материале коллекции Свердловского областного краеведческого музея)

Бесплатный доступ

В статье рассматривается мир бу-дийской бронзовой пластики как целостное явление, включающее в себя творческий процесс, концепту-альность материала и другие аспекты ее создания и бытования. Материалом, иллюстрирующим данные положения стала коллекция буддийской бронзы Свердловского Краеведческого Музея.

Короткий адрес: https://sciup.org/147150501

IDR: 147150501

Список литературы Мир буддийской металлической скульптуры (на материале коллекции Свердловского областного краеведческого музея)

  • Трактат Цзонкапы (Огнева, Е.Д. Тибетский средневековый трактат по теории изобразительного искусства/Е.Д. Огнева: Дис.... канд. ист. наук. -М., 1977. -С. 70. 1977);
  • Буркхардт, Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы/Т. Буркхардт/пер. с англ. Н.П. Локман. -М. Алетейа, 1999. 3 Там же. 4
  • Гега Лама (Древнеиндийская философия. Начальный период./пер. с санскр. В.В. Бродов. -М, 1972., Бадмажапов, Ц.-Б.Б. Культурно-историческая типология образа Будды Шакъямуни./Ц.-Б.Б. Бадмажапов. Дис.. канд. ист. наук. -Улан-Удэ, 1998. -С. 85; Герасимова. К.М. Тибетский канон пропорций/К.М. Герасимова//' Памятники эстетической мысли Востока. -Улан-Удэ, 1971. 5
  • Интересный анализ косвенного различия прижизненных образов живописи и скульптуры на основе анализа складок легендарного образа Сандалового Будды делает в своем исследовании Ц.Б. Бадмажапов. 6
  • Говинда, А. Путь белых облаков. Буддист в Тибете/А. Говинда. -М. Сфера, 1997 -448 с. 7
  • Огнева, Е.Д. Тибетский средневековый трактат по теории изобразительного искусства/Е.Д. Огнева Дис.... канд. ист. наук. -М., 1977. -С. 70.
  • Ганевская Э.В. Дубровин А.Д., Огнева Е,Д. Пять семей Будды: Металлическая скульптура северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. 2004 г. Еще раз отметим, что для буддизма характерно различное понимание места и роли изображения: если для обычного верующего оно выполняло роль объекта поклонения (бога) и выполняло свои функции подобно духу святому в христианской иконописи ( В. Лепахин описывая этот процесс пишет: «Святой дух также связывает воедино икону-изображение и явление ей святого. Святой невидимо, но реально присутствует на своей иконе в Духе Святом, в Духе он слышит молитвы человека, и через Духа святого проистекают чудотворения от святых икон. В духе святом протекает молитва, с которой человек обращается к богу перед святой иконой, в Духе слышит молящийся и благодатный «ответ» иконы, т. е самого Господа, Богородицы или святого» (Лепахин, В. Икона и иконичность / В. Лепахин. - СПб., 2002. - С. 52), для человека, следующего по пути Учения-опорой, напоминанием, толчком к раскрытию внутреннего подобного образа - а значит аспекта ума. для святого и вовсе стираются качественные различия между «изображением» и любым другим проявлением Абсолюта/Будды. 9
  • «Тантра в Тибете», 1977 -С. 89 10
  • Огнева, Е.Д. Тибетский средневековый трактат по теории изобразительного искусства/Е.Д. Огнева Дис.... канд. ист. наук. -М., 1977 -С. 70.
Еще
Статья научная