Мифопоэтика пространства кладбища в хорроре (на материале современной русской литературы)

Бесплатный доступ

Настоящая статья посвящена локусу кладбища в современном русском хорроре. Рассматриваются подходы к изображению пространств страшного в литературе, в частности, описано кладбище как локус хоррора, изучены мотивы, связанные с кладбищем в хорроре, выделены интермедиальные связи, произведена интерпретация фольклорных и литературных отсылок. Кладбище - один из ключевых локусов народной культуры, которое в фольклоре представлено как пространство соприкосновения с иномирным (миром мертвых), именно это объясняет интерес авторов хоррора к этим «страшным» местам. В современной литературе ужасов представлены модификации образа кладбища, их основные характеристики, интертекстуальное взаимодействие с отечественной и зарубежной традицией, которые позволяют говорить об этом образе как единице жанрового канона хоррора. Актуальность исследования этого мотива объясняется недостаточной изученностью критериев выделения жанра хоррор и потребностью в изучении трансформации традиционных хронотопов страшного в современной литературе. Рассмотрено, как именно образ кладбища представляют разные современные авторы: А. Иванов, А. Атеев, М. Романова, К. Алексеев, И. Лесев. Выявлено, что в связи с локусом кладбища привлекаются различные клише фольклора и литературы ужасов. К ним относится мотив «нехорошего места», мотив оживления мертвецов, мотив пересечения границ, нарушения запрета/табу. Кладбище может рассматриваться в произведении как источник сверхъестественного ужаса (и даже, как у Алексеева, превращаться в мыслящее существо) или, как у Иванова, представлять собой ложный источник опасности. Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод, что кладбище в хорроре становится местом соединения не только миров, но и эпох, что выявляет важную функцию хоррора - осмысление прошлого личности и общества.

Еще

Хоррор, кладбище, фольклор, популярная литература, а. иванов, к. алексеев, а. атеев, м. романова, и. лесев

Короткий адрес: https://sciup.org/147236767

IDR: 147236767   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-3-86-93

Список литературы Мифопоэтика пространства кладбища в хорроре (на материале современной русской литературы)

  • Артамонов Г. А. На пересечении неоготики, готики и реализма // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 169-176.
  • Алексеев К. Пожиратель мух. М.: Крылов, 2007. 384 с.
  • Алексеевский М. Д. «"И на погосте бывают гости": посещение кладбища в обрядовой практике и поминальных причитаниях крестьян Русского Севера» // Калевала в контексте региональной и мировой культуры: материалы между-нар. науч. конф., посвящ.160-летию полного издания Калевалы. Петрозаводск. 2010. С. 288-299.
  • Атеев А. Г. Загадка старого кладбища. М.: ВиМ, 1995. 384 с.
  • Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. С. 234-407.
  • Добровольская В. Е. Кладбище как место встречи живых и мертвых: правила, регулирующие взаимоотношения двух миров в традиционной культуре Центральной России // Slovene = СловЪне. International Journal of Slavic Studies. 2013. № 1. С. 111-120.
  • Зуева Т. В., КирданБ. П. Русский фольклор: учебник. М.: Флинта: Наука, 1998. 400 с.
  • Иванов А. Комьюнити. М.: АСТ, 2018. 382 с.
  • Клабукова Ю. В., Лицарева К. С. Особенности организации художественного пространства в романе А. Иванова «Комьюнити» // Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. Киров, 2017. Вып. 16, т. 1. С. 124-128.
  • Лесев И. 23. М.: Ad Marginem, 2008. 520 с.
  • Назарова Ю. В., Кудинова Е. Б. Культурные и этические истоки концепта ужаса (на материалах англоязычной литературы жанра horror) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. № 2(18). С. 29-34.
  • Петренко С. Н. Пространство страшного в малой прозе Ю. Мамлеева и постфольклорная традиция. М.: ВОСТОК-ЗАПАД, 2017. С. 131-138.
  • Пушкина А. А. Готический роман и зарождение неоготического направления в культуре // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 2, № 2. С.319-330.
  • Разумовская О. В. Понятие о готическом и неоготическом стиле в контексте истории литературы // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. № 4. С. 48-53.
  • Романова М. Болото. М.: АСТ, 2014. 320 с.
  • РомановаМ. Старое кладбище. М.: АСТ, 2015. 320 с.
  • Ружевская А. В. Мифологические мотивы в современной литературе жанра «ужасы» (на примере творчества американского писателя Стивена Кинга) // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. ст. VIII Междунар. науч. конф. молодых ученых (8 фев. 2019 г.). Ч. 2: Современные проблемы изучения истории и теории литературы. Екатеринбург, 2019. С. 87-94.
  • Carroll N. Philosophy of Horror, Or, Paradoxes of the Heart. New York: Routledge. 1990. 272 p.
  • Prohaszkova V. The genre of horror // American International Journal of Contemporary Research. 2012. Vol. 2, № 4. P. 132-142.
Еще
Статья научная