Миф и легенда в творчестве Н. С. Лескова (рассказ «Белый орел»)

Автор: Пигин А.В.

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.2, 1992 года.

Бесплатный доступ

Предметом исследования является рассказ Н.С.Лескова «Белый орел» (1880), входящий в цикл «святочных» рассказов писателя. Автор устанавливает в тексте Лескова ряд мифологических оппозиций, актуальных для святочной семантики: бес - ангел; смертный человек - бессмертный Бог, Христос; земля - небеса. Большое внимание уделяется образу орла в античной и христианской традициях (орел - птица богов, символ воскресения и духовного обновления, etc.). Исследователь интерпретирует рассказ Лескова как историю о том, как высокая святочная тема преодоления смерти, облачения тленного человека в нетленное божество «профанируется», оборачивается розыгрышем, возней вокруг ордена.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14748594

IDR: 14748594

Список литературы Миф и легенда в творчестве Н. С. Лескова (рассказ «Белый орел»)

  • Сухачев Н. Л., Туниманов В. А. Развитие легенды у Лескова//Миф -Фольклор -Литература. Л., 1978. С. 114-136
  • Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова (Поединок богатыря со смертью)//В мире Лескова. М., 1983. С. 58-73
  • Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
  • Амфитеатров А. Одержимая Русь: Демонические повести XVII века. Берлин, 1929. С. 166-167.
  • Горячкина М. С. Сатира Лескова. М., 1963. С. 157.
  • Поддубная Р. Н. О фантастическом в рассказе Н. С. Лескова «Белый орел»//Творчество Н. С. Лескова. Курск, 1986. С. 35.
  • Тюхова Е. В. К вопросу о «фантастическом реализме» Н. С. Лескова (рассказ «Белый орел»)//Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1987. Сб. 19: Эстетика и метод. С. 67.
  • Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11-ти т. М., 1956. Т. 7. В скобках указываются страницы.
  • Душечкина Е. В. К вопросу об истоках и традиции русского святочного рассказа//Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII-XX вв.: Тезисы научной конференции. Таллинн, 1985. С. 41-44
  • Русская календарная проза: антология святочного рассказа/Сост. и предисл. Е. В. Душечкиной. Таллинн, 1988. С. 3-14
  • Душечкина Е. В. Русские святки и петербургский святочный рассказ//Петербургский святочный рассказ (Петербургское легкое чтение). Л., 1991. С. 3-11.
  • Baran Н. Religious Holiday Literature and Russian Modernism: A Preliminary Approach//Christianity and its Role in the Culture of the Eastern Slavs/Ed. B. Gasparov and R. Hughes. Univ. of California Press.
  • Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 154, 170
  • Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков (Очерки по истории народных верований). М., 1957. С. 73-74
  • Горелкина О. Д. Мотив беса-слуги в русских повестях конца XVII -начала XVIII в. о договоре с дьяволом (в связи с народными представлениями)//Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 248-258.
  • Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1976. Т. 15. С. 73.
  • Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. Казань, 1914. С. 190.
  • Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. М., 1985. С. 80
  • Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. СПб., 1893. Т. 2. С. 376.
  • О мифологических значениях «орла» см.: Иванов В. В., Топоров В. Н. Орел//Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1982. Т. 2. С. 258-260
  • Vries, Ad de. Dictionary of Symbols and Imagery. Amsterdam; L. 1984. P. 152-154.
  • Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф -имя -культура//Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Т. 6. С. 283.
  • Позднеев А. В. Русская панегирическая песня в первой четверти XVIII века//Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961. С. 349.
  • Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 372.
  • Иванов Вяч. Вс. Восстановление первоначального текста кетского мифа о разорителе орлиных гнезд//Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам I (5). Тарту, 1974. С. 63.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 167-169.
  • Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 476
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения/Изд. подгот. И. П. Еремин. М.; Л., 1953. С. 129-132
  • Троицкий В. Ю. Лесков -художник. М., 1974. С. 73
  • Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения.М., 1972. С. 43
  • Смирнов И. П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой»)//Миф -Фольклор -Литература. С. 196-199.
  • Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965. С. 359
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 203-204
  • Топоров В. Н. Рыба//Мифы народов мира. Т. 2. С. 393
  • Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 7-ми т. М., 1986. Т. 7. С. 120.
  • Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. С. 171.
  • Золотусский И. Гоголь. М., 1984. С. 240
Еще
Статья научная