Между видимым и видением: к пушкинской идеологии гармонии

Автор: Савинков Сергей Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье предлагается вернуться к давнему вопросу о феномене пушкинской гармонии. Автор придерживается той точки зрения, согласно которой идея гармонии связывается у Пушкина с представлением о союзе между «реальным» и «идеальным» планами бытия, достигаемом благодаря творческому вдохновению исключительно в фикциональном мире. В статье это положение получает аргументацию с учетом специфических особенностей идейной семиосферы эпохи романтизма, нашедших яркое выражение в творчестве В.А. Жуковского - поэта, для которого вопрос о характере отношений между «реальным» и «идеальным» ставился и решался принципиально иначе, чем у Пушкина. Отправной точкой для сопоставления двух позиций - Пушкина и Жуковского - стало стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье»), отсылающее сразу к нескольким прецедентным текстам Жуковского - к стихотворениям «Лалла Рук» и «Я музу юную, бывало…», а также к его статье «Рафаэлева Мадонна (Из письма о дрезденской галерее)», где «гений чистой красоты» оказывается так же, как и у Пушкина, в непосредственном сопряжении с виде́ нием - и видением самого Рафаэля, и видением, запечатленном на его картине. Живя в союзе с мечтаниемвоспоминанием, виде́ ние Жуковского никогда не может обрести осязаемую визуальность и, с точки зрения семиотики («космологической» и «имперсональной»), является абсолютно на себя замкнутым знаком. Поэтому у Жуковского то, что здесь (видимое), никогда не может быть уравнено с тем, что там (невидимое). В пушкинском же случае отделить «идеальное» от «реального» и сказать, что речь идет только о «видимом» или только о «виде́ нии», оказывается совершенно невозможным. И такое наблюдаемое в самых разных текстах устремление «идеального» и «реального» к взаимопроникновению есть то, что имеет отношение и к принципиальным основам пушкинского мира, и к важнейшим составляющим глобальной нарративной программы его творчества. Желание достижения такой гармонии является одной из тех глубинных модальностей, которые предопределяют коллизии самых разных пушкинских произведений. Как показывается в статье, драматические коллизии и перипетии возникают в пушкинском мире зачастую именно тогда, когда предустановленная гармония «идеального» и «реального» по тем или иным причинам нарушается или разрушается.

Еще

Видимое, видение, привидение, идеальное, реальное, баланс, гармония, вдохновение, творчество

Короткий адрес: https://readera.org/149127206

IDR: 149127206   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00096

Список литературы Между видимым и видением: к пушкинской идеологии гармонии

  • Белецкий А.И. Стихотворение "Я помню чудное мгновенье" // БелецкийА.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. С. 386-402.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972-1990.
  • Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М., 1999-.
  • Зусева В.Б. Инвариантная структура и типология метаромана // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2007. № 7. С. 35-44.
  • Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.
  • Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 17 т. М., 1994-1997.
  • Сендерович С. Алетейя. Элегия Пушкина "Воспоминание" и проблемы его поэтики (Wiener Slavistisher almanach. Sonderband 8). Wien, 1982.
  • Фаустов А.А. "Призраки" Тургенева в призракологической перспективе // И.С. Тургенев: текст и контекст: Коллективная монография. СПб., 2018. С. 104- 117.
  • Флоровский Г. Пути русского богословия. М., 2009.
  • Чумаков Ю.Н. Стихотворение Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгновенье…"): Форма как содержание // Известия АН. Отделение литературы и языка. 1998. Т. 57. № 1. С. 3-8.
  • Чумаков Ю.Н. Татьяна, княгиня N, Муза (из прочтений VIII главы "Евгения Онегина") // Концепция и смысл: cб. статей в честь 60-летия проф. В.М. Марковича. СПб., 1996. С. 101-114.
  • Эмерсон К. Татьяна // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. № 6. С. 31- 47.
  • Янушкевич А.С. Рафаэлева Мадонна (Из письма о Дрезденской галерее). Примечания // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 12. М., 2012. С. 497-499.
Еще
Статья научная