Между theatrum mundi и receptaculum dei: черты иеротопичности и экфрасиса в описании монастырей у Феодора Метохита

Автор: Макаров Дмитрий Игоревич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 4 (103), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена осмыслению Феодором Метохитом феномена монастыря и монастырской жизни (главным образом, на материале гл. 40 «Памятных записок») в сопоставлении с текстами его предшественников по жанру экфрасиса. Соответствующее описание монастыря как института и монаха как подвижника у Метохита продолжает давнюю позднеиудейскую и христианскую традицию осмысления Храма как: а) средоточия жизни для верующих; б) вместообразного (т.е. особого освящённого образа) Небесного Храма - Нового Иерусалима. Для Метохита монастырь и есть духовное и наглядно-образное претворение Царствия Божия на земле. В его описании, противопоставляемом суете «мирового театра», проступают черты иеротопичности (А. М. Лидов). Само описание выдержано в жанре экфрасиса, но в нем проступают черты и других жанров (философско-богословского эссе, треноса). Сами места, где мы живем, раньше обладавшие монастырями, осиротели. Представление об активности мест в обладании монастырями, отразившееся в этих размышлениях, близко современным тенденциям социальной топологии. В эпитете монастыря «богоприемлющий», возможно, содержится анаграмма имени Феолипта Филадельфийского. Также для Метохита характерны аллюзии на Псевдо-Дионисия Ареопагита (DN II, 9). Трактат Метохита позволяет поддержать новейшие представления византинистов (Р. Макридис, П. Магдалино, Ж. Дагрон) о том, что византийские интеллектуалы обладали небывалой творческой свободой и изрядным воображением, позволявшим им конструировать собственные виртуальные миры и привлекать к ним внимание заинтересованного читателя.

Еще

Феодор метохит, памятные записки, экфрасис, иеротопичность, монастыри, социально-топологический подход, небесная скиния, вместообразное, михаил ритор, конструирование виртуальных миров в литературе

Короткий адрес: https://sciup.org/140296136

IDR: 140296136   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_4_244

Список литературы Между theatrum mundi и receptaculum dei: черты иеротопичности и экфрасиса в описании монастырей у Феодора Метохита

  • Аверинцев (1976) — Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения / Отв. ред. В.А. Карпушин. М.: Наука, 1976. С. 17-64.
  • Азаренко (2016) — Азаренко С.А. Топологическое философствование и социальная коммуникация // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 412-417.
  • Азаренко, Келлер (2021) — Теоретико-методологические аспекты социальной топологии ремесла // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 5. С. 81-90.
  • Азаренко, Келлер (2022) — Азаренко С.А., Келлер А.В. Своеобразие Уральского старопромышленного региона: социально-топологический аспект // Quaestio Rossica. Екатеринбург, 2022. Т. 10, № 1. С. 335-352.
  • Алексеенко (2007) — Алексеенко Н. А. Печать Митрофана Смирнского из Херсона: ссыльный митрополит в Таврике // Sacrum et Profanum. Т. III: Небесные патроны и земные служители культа / Ред.-сост. Н.А. Алексеенко и др. Севастополь: Максим, 2007. С. 11-16.
  • Беневич (2013) — Беневич Г.И. Краткая история промысла от Платона до Максима Исповедника. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. (XцарaYÖog ФЛокаМад; Византийская философия, 11). С. 77-88.
  • Бирюков (в печати) — Бирюков Д. С. Смешение. Бесконечность. Природа. Космос: Очерки византийской натурфилософии в философском и теологическом контексте. СПб.: Дмитрий Буланин (в печати) (Paradeigmata byzantina).
  • Валери: Взгляд на море (2021) — Валери П. Взгляд на море // Валери П. Эстетическая бесконечность / Пер. с фр. М. Таймановой. М.: Колибри, 2021. С. 384-392.
  • Валери: Душа и танец (2021) — Валери П. Душа и танец // Валери П. Эстетическая бесконечность / Пер. с фр. М. Таймановой. М.: Колибри, 2021. С. 392-416.
  • Великий Патерик (2005) — Великий Патерик, или Великое собрание изречений старцев: Систематическая коллекция / Пер. с древнегреч. А. В. Маркова, Д. А. Поспелова. М.: Издание пустыни Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Новая Фиваида, 2005. T. I. (Bibliotheca hesychastica, 1).
  • Дионисий Ареопагит (2002) — Дионисий Ареопагит. Сочинения; Максим Исповедник. Толкования / Пер. с древнегреч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. (Библиотека христианской мысли).
  • Драгалина-Чёрная (2015) — Драгалина-Чёрная Е.Г. Неформальные заметки о логической форме. СПб.: Алетейя, 2015.
  • Кокто (2021) — Кокто Ж. Дневник незнакомца / Пер. с фр. М. Л. Аннинской. М.: АСТ, 2021. (Эксклюзивная классика).
  • Лидов (2009) — Лидов А. М. Святой Лик — Святое Письмо — Святые Врата. Образ-парадигма «благословенного града» в христианской иеротопии // Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2009. С. 133-159.
  • Макаров (2002) — Макаров Д. И. О значении слова «космос» в гомилиях св. Григория Паламы // Мир Православия. Вып. 4. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. С. 131-140.
  • Макаров (2019) — Макаров Д.И. Две заметки о понятии образованности у Феодора Метохита и в средневизантийской святоотеческой традиции // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. Волгоград, 2019. Т. 24. № 6. С. 297-304.
  • Макаров (2021) — Макаров Д.И. Элементы теории коммуникации в «Памятных записках» Феодора Метохита (гл. 1-26; 71) // АДСВ. 2021. Т. 49. С. 254-276.
  • Макаров (2022а) — Макаров Д.И. К осмыслению базовых аксиом модальной логики Феодора Метохита // Международная конференция «Смысл и смыслообразование» (2-4 июня 2022, Санкт-Петербург, ул. Галерная, 58/60). Абстракты докладов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 85-86.
  • Макаров (2022б) — Макаров Д.И. О некоторых чертах понимания природы у Фео-дора Метохита и Альберта Великого: к вопросу об элементах схоластики в византийской мысли // ВЕДС. 2022. Т. 1 (37). С. 24-30.
  • Охоцимский (2019) — Охоцимский А. Д. Рождение иеротопии из смыслов иконы // Пространство иконы. Иконография и иеротопия. К 60-летию А. М. Лидова / Ред.-сост. М. Баччи, Е. Богданович. М.: Феория, 2019. С. 22-40.
  • Сметанин (1990) — Сметанин В. А. Восприятие общественных проблем ортодоксально-православным мыслителем (Иосиф Вриенний) // АДСВ. 1990. Вып. 25: Византия и сопредельный мир. С. 136-150.
  • Феодор Метохит (2020) — Феодор Метохит. Слово о нравственных проблемах, или Об образованности / Пер. со среднегреч. и вступ. ст. Д. И. Макарова; коммент. Я. Поле-миса, Д. И. Макарова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2020. (Paradeigmata byzantina, 1).
  • Феолипт Филадельфийский (2018) — Феолипт Филадельфийский, св. Аскетические творения. Послания / Вступ. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова; при участии свящ. А. Прже-горлинского. М.: Сибирская Благозвонница, 2018. С. 192-222.
  • Флоренский (1990) — Флоренский П.А., свящ. Столп и утверждение Истины // Флоренский П.А., свящ. Сочинения: в 2 т. М., 1990. (Из истории отечественной философской мысли). Т. I. Ч. 1.
  • Фрейберг (1974) — Фрейберг Л.А. Византийская литература IV-X вв. и античные традиции // Византийская литература / Отв. ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1974. С. 24-76.
  • Фуко (2011) — Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году / Пер. с фр. Н. В. Суслова, А. В. Шестако-ва, В. Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2011.
  • Allison (2019) — Allison D. C, Jr. 4 Baruch. Paraleipomena Jeremiou. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2019. (Commentaries on Early Jewish Literature).
  • Apollinaire (2000) — Apollinaire G. La maison des morts // Аполлинер Гийом. Мост Мирабо / Пер. с фр. М. Яснова. СПб.: Азбука, 2000.
  • Beck (1952) — Beck H.-G. Theodoras Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München: C. H. Beck, 1952.
  • Bell (1994) — Bell A.J.E. Spectacular power in the ancient city. A Dissertation. Stanford University, 1994.
  • Bellini (1980) — Bellini E. Teologia e teurgia in Dionigi Areopagita // Vetera Christianorum. 1980. Vol. 17. P. 199-216.
  • Biriukov (2022) — Biriukov D. Divine Unions in Byzantine Christianity: The Penetration of Fire into Iron as a Metaphor of Theosis // Conceptualising Divine Unions in the Greek and Near Eastern Worlds / Ed. by E. Pachoumi. Leiden; Boston: Brill, 2022. (Ancient Philosophy & Religion, 7). P. 291-314.
  • Bloom (1994) — Bloom H. The Western Canon. The Books and School of the Ages. New York; San Diego; London: Harcourt Brace & Company, 1994.
  • Josephi Bryennii Or. III (1990) — Josephi Bryennii. Oratio III. Dicta eodem palatio, durante eadem Bonum Veneris die. = 'Ev тф аитф ХаХпЭад лаХатиа ката тг^ ЁфЕ^д тф тоте ^Ya^nv Параокеиг^... // Тшо^ф ^vo^ou тои Bpvevviov Та ейрпЭ^та. Т. В. "ЕкЗоап Зеитфа. ©EaaoXovixn: 'ЕкЗотькод о1код Вао. PnYonoüXou, 1990 [репринт лейпцигского издания 1768 г.].
  • Choricii Gazaei Orationes (1846) — Choricii Gazaei Aôyoç SeûxEpoç elç MapKiavov râÇnÇ éniorconov // Choricii Gazaei Orationes, declamationes, fragmenta. Insunt ineditae orationes duae / Curante Jo. Fr. Boissonade. Parisiis: Apud Dumont, bibliopolam à l'institut, 1846. P. 105-125.
  • Dagron (2007) — Dagron G. Décrire et peindre. Essai sur le portrait iconique. 68 illustrations. Paris: Gallimard, 2007.
  • Das Register des Patriarchats (1995) — Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. 2. Teil. Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1337-1350 / Hrsg. von H. Hunger, O. Kresten, E. Kislinger, C. Cupane. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1995. (CFHB, vol. XIX/2).
  • Dillon (2018) — Dillon J. Prayer and Contemplation in the Neoplatonic and Sufi Traditions // Prayer and Contemplating in Late Antiquity. Religious and Philosophical Interactions / Ed. by E. Pachoumi, M. Edwards. Tübingen: Mohr Siebeck, 2018. (Studien und Texte zu Antike und Christentum, 113). P. 7-22.
  • Évagre le Pontique (1998) — Évagre le Pontique. Sur les pensées, 34 // Évagre le Pontique. Sur les pensées / Éd. du texte grec, intr., trad., notes et index par P. Géhin, C. Guillaumont et A. Guillaumont. Paris: Les Éditions du Cerf, 1998. (SC, 438).
  • Gielen, Van Deun (2015) — Gielen E., Van Deun P. The Invocation of the Archangels Michael and Gabriel Attributed to Metrophanes, Metropolitan of Smyrna (BHG 1292) // BZ. 2015. Bd. 108/2. S. 653-671.
  • Gregorii Theologi Or. XVIII — S. Gregorii Theologi Or. XVIII. Funebris oratio in patrem, praesente Basilio // PG. 35. 985A-1044A.
  • Hult — Theodore Metochites on the Human Condition and the Decline of Rome. Semeioseis gnomikai 27-60. A Critical Ed. with Introd., Trans., Notes and Indexes by K. Hult. Göteborg: Responstryck, 2016. (Studia Graeca et Latina Gothoburgensia, LXX).
  • Hussey (1958) — Hussey J.M. Die byzantinische Welt / Übers. aus Engl. von R. Voretzsch. Stuttgart: Kohlhammer, 1958. (Die wissenschaftliche Taschenbuchreihe, 35).
  • Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum (1973) — Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / Editio princeps; rec. I. Thurn. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1973. (CFHB. Series Berolinensis, V).
  • Kermanidis (2020) — Kermanidis M. Episteme und Ästhetik der Raummodelierung in Literatur und Kunst des Theodoras Metochites. Ein frühpalaiologischer Byzantiner im Bezug zur Frühen Neuzeit. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2020. (Byzantinisches Archiv, 37).
  • Kermanidis (2022) — Kermanidis M. Allegorie und Lob der Physik. Das Proömium der Paraphrase des Theodoras Metochites zu naturwissenschaftlichen Schriften des Aristoteles // BZ. 2022. Bd. 115/1. S. 143-184.
  • Kumaniecki (1932) — Kumaniecki K. Notes critiques sur le texte de Théophane Continué // Byzantion. 1932. Vol. 7/1. P. 235-237.
  • Lourié (2018) — Lourié B. A Logical Scheme and Paraconsistent Topological Separation in Byzantium: Inter-Trinitarian Relations according to Hieromonk Hierotheos and Joseph Bryennios // Relations. Ontology and Philosophy of Religion / Ed. by D. Bertini, D. Migliorini. Sesto San Giovanni (Milano): Mimesis International, 2018. (Mimesis International. Philosophy, 24). P. 283-299.
  • Makarov (2016) — MakarovD.I. Theology for Rent: Nicholas Mesarites as a Compiler of Andronicus Camaterus // Scrinium. 2016. Vol. 12. P. 291-307.
  • Makarov (2019) — Makarov D.I. An Irreproachable Dogmatics? Plotinus, Theodore Metochites and the Sixth Chapter of the Letter On Education // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. Leiden; Boston: Brill, 2019. Vol. 15. P. 211-217.
  • Macrides, Magdalino (1988) — Macrides R, Magdalino P. The architecture of ekphrasis: construction and context of Paul the Silentiary's poem on Hagia Sophia // BMGS. 1988. Vol. 12. P. 47-82.
  • Mango (1975) — Mango C. Byzantine Literature as a Distorting Mirror. Oxford: Clarendon Press, 1975.
  • Mango, Parker (1960) — Mango C, Parker J. A Twelfth-Century Description of St. Sophia // DOP. 1960. Vol. 14. P. 233-245.
  • Mercati (1929-1930) — Mercati S.G. Inno anacreontico alla SS. Trinità di Metrofane arcivescovo di Smirne // BZ. 1929-1930. Bd. 30. S. 54-60.
  • Neirynck, Van Deun (2019) — Neirynck S, Van Deun P. Est-ce qu'on a découvert la profession de foi de Métrophane de Smyrne? // The Literary Legacy of Byzantium. Editions, Translations and Studies in Honour of J. A. Munitiz SJ / Ed. B. Roosen, P. Van Deun. Turnhout: Brepols, 2019. (Byzantios. Studies in Byzantine History and Civilization, 15). P. 321-332.
  • Palmer, Rodley (1988) — Palmer A., Rodley L. The Inauguration Anthem of Hagia Sophia in Edessa // BMGS. 1988. Vol. 12. P. 117-167.
  • Perczel (2020) — Perczel I. Revisiting the Christian Platonism of Pseudo-Dionysius // Jewish Roots of Eastern Christian Mysticism. Studies in Honor of Alexander Golitzin / Ed. by A. A. Orlov. Leiden; Boston: Brill, 2020. (Supplements to Vigiliae Christianae, 160). P. 267-307.
  • PGL — A Patristic Greek Lexicon / Ed. by G. W. H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961.
  • Polemis (2021a) — Polemis I. Commentary // Theodore Metochites (1270-1332) on the Beauty of Nature (Excerpts from the Miscellanea) // Sources for Byzantine Art History. Vol. 3. The Visual Culture of Late Byzantium (c. 1081-c. 1350). Pt. 2 / Ed. by F. Spingou. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2021. P. 1001-1013.
  • Polemis (2021b) — Polemis I. [Introduction] // Theodore Metochites (1270-1332) on Constantinople (Excerpts from Byzantios) [Greek text and English translation by I. Polemis] // Sources for Byzantine Art History. Vol. 3. The Visual Culture of Late Byzantium (c. 1081-c. 1350). Pt. 1 / Ed. by F. Spingou. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2021. P. 894-905.
  • Corpus Dionysiacum: De coelesti hierarchia (1991) — Ps.-Dionysii Areopagitae De coelesti hierarchia, I, 1 // Corpus Dionysiacum. Bd. II / Hrsg. von G. Heil, A. M. Ritter. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1991. (Patristische Texte und Studien, 36).
  • Corpus Dionysiacum: De divinis nominibus (1990) — Ps.-Dionysii Areopagitae De divinis nominibus, II, 9 // Corpus Dionysiacum. Bd. I / Hrsg. von B. R. Suchla. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1990. (Patristische Texte und Studien, 33).
  • Syméon le Nouveau Théologien (1969) — Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes 1-15 / Intr., texte crit. et notes par J. Koder; trad. par J. Paramelle, s.j. T. I. Paris, 1969. (SC, 156).
  • Theodore Metochites (2002) — Theodore Metochites on Ancient Authors and Philosophy. Semeioseis gnomikai 1-26 & 71. A Critical Edition with Introd., Trans., Notes, and Indexes by K. Hult. With a Contribution by B. Bydén. Göteborg: Acta Universitatis Gothoburgensis, 2002. (Studia Graeca et Latina Gothoburgensia, LXV).
  • Theoleptos of Philadelpheia (1992) — Theoleptos of Philadelpheia. The Monastic Discourses. A Critical Ed., Trans. and Study by R. E. Sinkewicz, C. S. B. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 1992. (Studies and Texts, 111).
  • Theophanes Continuatus (1838) — Theophanes Continuatus. Lib. III // Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / ex rec. I. Bekkeri. Bonnae, 1838. (CSHB, XLIV).
  • Thurn (1973) — Thurn I. Index locorum // Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / Editio princeps; rec. I. Thurn. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1973. (CFHB. Series Berolinensis, V).
  • Van den Daele (1941) — Van den Daele A, S.J. Indices pseudo-Dionysiani. Leuven: Universiteitsbibliotheek, 1941.
  • Webb (1999) — Webb R. The Aesthetics of Sacred Space: Narrative, Metaphor, and Motion in Ekphraseis of Church Buildings // DOP. 1999. Vol. 53. P. 59-74.
  • Wulff (1929-1930) — Wulff O. Das Raumerlebnis des Naos im Spiegel der Ekphrasis // BZ. 1929-1930. Bd. 30. S. 531-539.
  • Xenophontos (2021) — Xenophontos S. Exploring Emotions in Late Byzantium: Theodore Metochites on Affectivity // Byz. 2021. Vol. 91. P. 423-463.
Еще
Статья научная