Между спагирией и алхимией. «Infernо» А. Стриндберга и «Роза и крест» А. Блока

Бесплатный доступ

Статья основана на сравнении концепций употребления алхимической символики в романе Августа Стриндберга «Inferno» и драме Александра Блока «Роза и Крест». Разные подходы писателей к заданной теме выявляют различные системы воплощенной в текстах кодировки. Алхимическая идея у Стриндберга сравнима с деятельностью спагирика, у Блока - с духовной инициацией. И роман, и драма составлены писателями на основе шифрации мистических концепций, раскрываемых также в проекции алхимической. Вариабельность инициальной системы, выступающая в разных форменных отклонениях, сводится, однако, к общему символическому приему кодирования текстов. Система символов Стриндберга непосредственно приводит к односложной замене десигната на сравнительный объект. То есть спагирия (химические эксперименты) становится сопоставительным полем с внутренними переживаниями героя. Блок вводит инициальные символические элементы, стремясь к духовной трансформации героев, а через них и окружающей действительности, согласно концепции Владимира Соловьева.

Еще

Алхимия, палингенез, стриндберг, блок

Короткий адрес: https://sciup.org/14750412

IDR: 14750412

Список литературы Между спагирией и алхимией. «Infernо» А. Стриндберга и «Роза и крест» А. Блока

  • Аксаков А. Н. Анимизм и спиритизм. М.: Аграф, 2001. 704 с.
  • Бёме Я. Сорок вопросов о душе. М.: София, 2004. 302 с.
  • Блок А. Записные книжки. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 158 с.
  • Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 7: Дневники 1901-1921. М.; Л.: ГИХЛ, 1963. 544 с.
  • Иванов В. В. Блок и Стриндберг//Александр Блок: Новые материалы и исследования. М.: Наука, 1993. Кн. 5. С. 402418.
  • Сливкин Е. Катарский миф о небесном двойнике в драме Александра Блока «Роза и Крест»//Вопросы литературы. 2008. № 4. С. 85-104.
  • Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы//Rosyjskie manifesty lit. (cz. I), opr. Z. Baranski, J. Litwinow. Poznan, 1974. С. 8-11.
  • Трисмегиста Гермес, Изумрудная Скрижаль//Майер М. Убегающая Аталанта. М.: Энигма, 2004.
  • Фомин О. Сакральная триада. М.: Вече, 2005. 455 с.
  • Фулканелли. Философские обители: Пер. с франц. М.: Наука, 2004. 622 с.
  • Balbierz J. Nowy kosmos. Strindberg, nauka i znaki. Gdansk: Slovo/obraz/terytoria Publ., 2008. 456 s.
  • Besant A., Leadbeater C. W. Throught-forms. London: Percy Lund, Humphries and Co. Ltd., 1925. 159 p.
  • Bredsdorff T. ‘Give Us a Sing!’ Allegory and Symbol in Strindberg’s ‘Inferno’//Strindberg. The Moscow Papers/Ed. by M. Robinson. Stockholm, 1998. P. 69-79.
  • Bugaj R. Palingeneza. Rozprawa o homunkulusach i niesmiertelnosci. Bydgoszcz, 2010. 300 s.
  • Kalinowski M. Traktat o siarce//А. Strindberg. Inferro: tlum. M. Kalinowski. Warszawa, 1999. S. 201-260.
  • Lagercrantz O. August Strindberg: tlum. E. A. Krasinska, Z. Lanowski. Warszawa, 1988. 358 s.
  • Magomedova D. Blok and Strindberg: Notes on a Theme//Strindberg. The Moscow Papers/Ed. by M. Robinson. Stockholm, 1998. P. 133-140.
  • Obolenska D. Имагинация Голубого цветка. Драма А. Блока «Роза и Крест»//Europa Orientalis. 2010. № 29. C. 79-98.
  • Strindberg A. Inferno: Tlum. M. Kalinowski. Warszawa, 1999. 262 s.
  • Tröger K. W. Gnoza hermetyczna//Studia religioznawcze. 1980. № 16.
Еще
Статья научная