Метареализм Алексея Парщикова и Аркадия Драгомощенко: сходство и отличие

Бесплатный доступ

Метареалистов Алексея Парщикова и Аркадия Драгомощенко объединяют контактные связи и типологические схождения. При сопоставлении поэтики Парщикова и Драгомощенко выявлены отличия: стиховая форма; телесность поэзии Парщикова, стремление его визуализации к тактильности (изображение визуальных образов от глаза к руке); кинематографичность парщиковского письма; юмор Парщикова как средство снижения пафоса; принцип «опустошения слова словом», пассивная отдача вещи миру у Драгомощенко; абстрактный пейзаж Драгомощенко; близость лирического стихотворения Драгомощенко к эссе; драгомощенковское чередование поэтического и прозаического; барочность поэтического мышления Драгомощенко; диффузный комплекс буддистских и индуистских мотивов у Драгомощенко. Общность их поэтик создают как константа метаметафора; как доминанты манифестарность, металиричность произведения; поэт как слух; идеограмма; неявная связь явлений и предметов; весомая величина стихотворения; концептуально усложненный синтаксис; тяготение к пустотности как пространству блаженства; изображение внешнего как внутреннего. Сила, определяющая соотношение предметов и явлений и направляющая их в метафизический континуум, близкий к непостижимому отсутствию, также во многом обусловлена телесностью парщиковского письма. Поэты сближаются по типологическим схождениям (термин В. Жирмунского), контактным связям и генетическому родству. Между ними была личная симпатия, переписка и общение. Среди источников творчества есть и общие, к примеру, интерес к «американской языковой школе» - сильный у Драгомощенко, умеренный у Парщикова.

Еще

Метареализм, алексей парщиков, аркадий драгомощенко, контактно-генетические связи, типологические схождения

Короткий адрес: https://sciup.org/147241912

IDR: 147241912   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2023-3-96-104

Список литературы Метареализм Алексея Парщикова и Аркадия Драгомощенко: сходство и отличие

  • Аминева В. Р. Теоретические основы сравнительного и сопоставительного литературоведения: учеб. пособие. Казань: КФУ, 2014. 106 с.
  • Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 317-318.
  • Голынко-Вольфсон Д. От пустоты реальности к полноте метафоры. Новое литературное обозрение. 2003. № 4. С. 35-41.
  • Драгомощенко А. Т. Верхние слои атмосферы // Новое литературное обозрение. 2009. № 4. С.135-139.
  • Драгомощенко А. Т. Алёша тихо улыбнулся // Топос. Литературно-философский журнал. 24.05. 2012. URL: https://www.topos.ru/article/biblio-techka-egoista/alesha-tikho-ulybnulsya (дата обращения: 21.01.2022).
  • Заломкина Г. В. Семантика вина в поэзии Аркадия Драгомощенко // Homo legens. 2014. № 4. C.72-76.
  • Зейферт Е. И. Сила как теоретико-литературная категория (на материале поэзии Алексея Парщикова) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 9. C. 102-116. doi 10.28995/2686-7249-2020-9102-115
  • Зейферт Е. И. «Зрелое преждевременное произведение» Аркадия Драгомощенко // Новое литературное обозрение. 2021. № 4(170). С. 197-215.
  • Кедров К. А. Метаметафора Алексея Парщикова // Литературная учёба. 1984. № 1. С. 90-91.
  • Кедров К. А. Поэтический космос. М.: Сов. писатель, 1989. 480 с.
  • Князева Е. А. Метареализм как направление: Эстетические принципы и поэтика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2000. 210 с.
  • Корчагин К. М. «Телесность и есть горизонт ожидания.»: Аркадий Драгомощенко как читатель Мориса Мерло-Понти // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 22, № 2(198). С. 242-257.
  • Корчагин К. М. Что такое метареализм? // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/mag/698-metameta (дата обращения: 12.09.2021).
  • Курчатова Н. Сумма отрицаний Аркадия Драгомощенко // OpenSpace.ru. 13.01.2009. URL: http://os.colta.ru/literature/proj ects/74/details/7339 (дата обращения: 29.01.2022).
  • Парщиков А. М. Ситуации // Парщиков А. М. Рай медленного огня. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 32-33.
  • Парщиков А. М. Землетрясение в бухте Цэ. М.: Икар, 2008. 124 с.
  • Парщиков А. М. Дирижабли. М.: Время, 2014. 224 с.
  • Северская О. И. Язык поэтической школы: идиолект, идиостиль, социолект. М.: Словари.ру, 2007. 126 с.
  • Токарев А. А. Поэтика русского метареализма: дис. ... канд. филол. наук. М., 2017. 150 с.
  • Устинова Т. В. Языковая игра в метатекстах «языковых поэтов» Б. Эндрюса и А. Драгомощенко // Уральский филологический вестник. 2013. № 3. С. 99-111.
  • Фанайлова Е. Н. Кёльнское время. Папки из архива поэта Алексея Парщикова // Радио «Свобода». 13.02.2022. URL: https://www.svoboda.org/ a/30422842.html (дата обращения: 28.12.22).
  • Чижов Н. С. Поэзия Ивана Жданова: проблемы поэтики: дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2016. 262 с.
  • Эпштейн М. Н. Поколение, нашедшее себя. О молодой поэзии 80-х годов // Вопросы литературы. 1986. № 5. C. 64-72.
  • ЭпштейнМ. Н. ...Я бы назвал это - «метабола». Заметки о новых течениях в поэзии // Взгляд: Критика. Полемика. Публикации. М.: Советский писатель, 1988. С. 171-196.
  • Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2005. 496 с.
  • Эпштейн М. Н. 1980-е. К истории новой поэтической волны и ее критического осмысления // Комментарии. 2017. № 31. С. 112-114.
  • Эпштейн М. Н. Манифест метареализма. URL: https://www.emory.edu/INTELNET/pm_metarealizm. html (дата обращения: 04.01.2021)
  • Lakoff G., Turner M. More than Cool Reason. A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago and London: University of Chicago Press, 1989. P. 49-56.
  • Sandler S. Mirrors and Metarealists: The Poetry of Ol'ga Sedakova and Ivan Zhdanov // Slavonica. 2006. Vol. 12, no. 1. P. 3-25.
Еще
Статья научная