Метапрозаические стратегии в современной прозе

Автор: Черняк Мария Александровна, Саргсян Марине Амраевна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Рубрика: Литература в контексте культуры

Статья в выпуске: 2 т.12, 2020 года.

Бесплатный доступ

С возникновением и развитием теории метапрозы круг произведений, которые можно отнести к этому явлению, постоянно расширяется, находя глубинные истоки в истории формирования романа как жанра. Современная российская метапроза, развивающаяся в условиях перезагрузки литературоцентризма и создания новых практик, активно представлена на разных стратах развития современной русской литературы: в элитарной («Пушкинский Дом» А. Битова, «t» В. Пелевина, «Голубое сало» В. Сорокина и др.), в беллетристике («Счастье возможно» О. Зайончковского, «Качество жизни» А. Слаповского, «Медведки» М. Галиной, «Самоучки» А. Уткина и др.), массовой литературе («Стилист» А. Марининой, «Мальчики да девочки» Е. Колиной, «Точка невозврата» П. Дашковой и др.). В статье проанализированы различные метапрозаические стратегии в современной прозе. Обнаруживается, что процесс создания художественного текста является одним из сквозных сюжетов современной метапрозы. Связано это прежде всего с желанием писателей зафиксировать и отрефлексировать сложные и противоречивые стратегии письма XXI в. Приводятся примеры разных проявлений метапрозаической стратегии: «тройная литературная матрешка» («Литературная рабыня: будни и праздники» Н. Соколовской), тема перевода и мистификации («Перевод с подстрочника» Е. Чижова и «Стилист» А. Марининой), авторская рефлексия («Адаптатор» А. Слаповского), «роман о писателе» («Счастье возможно» О. Зайончковского), текст, созданный в соавторстве с новым типом читателя («Арбайт. Широкое полотно» Е. Попова). Во всех проанализированных текстах ставятся вопросы об изменении роли писателя и читателя в современном мире и о новых писательских и издательских отношениях.

Еще

Современная проза, метапроза, саморефлексия, писатель, читатель, издательские стратегии

Короткий адрес: https://sciup.org/147229688

IDR: 147229688   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-2-130-138

Список литературы Метапрозаические стратегии в современной прозе

  • Абашева М. На литературном фронте: борьба с каноном в русской прозе рубежа 20-21 веков // Кризис литературоцентризма: утрата идентичности vs. новые возможности: сб. ст. по материалам междунар. науч. семинара, ноябрь 2013 г. / отв. ред.: Н. В. Ковтун. 3-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА Наука, 2016 [т. е. 2015]. 572 с. С. 116-117.
  • Амусин М. Метапроза или Сеансы литературной магии // Знамя. 2016. № 3. URL:http://maga-zmes.russ.ru/znamia/2016/3/metaproza-üi-seansy-H-teraturnoj-magii.html (дата обращения: 09.12.2018).
  • Басинский П. Белеет крайслер одинокий. Новая русская тема в 1998 году// Литературная газета. 13.01.1999. С. 6.
  • Бродский И. А. Нобелевская лекция. URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt (дата обращения: 12.10.2019).
  • Данилкин Л. Т-образный тупик. URL: http://www.afisha.ru/personalpage/191552/review/2 98339/(дата обращения: 12.06.2018).
  • Зайончковский О. В. Кто погасил свет? М.: Астрель, 2012. 635 [2] с.
  • Котелевская В. В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федер. ун-та, 2018. 351 с.
  • Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: Очерки истории поэтики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 317 с.
  • Маринина А. Стилист. М.: Эксмо, 2014. 448 с.
  • Маркова Т. Н. Жанровые номинации в русской прозе 2000-х гг. // Жанровые трансформации в литературе и фольклоре / Т. Н. Маркова, И. А. Голованов, Н. Э. Сейбель [и др.]; под общ. ред. Т. Н. Марковой. Челябинск: Энциклопедия, 2012. С.238-249.
  • Мирошниченко О. С. Поэтика современной метапрозы: на материале романов А. Битова: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. 25 с.
  • Новиков В. Алексия: десять лет спустя // Новый мир. 2002. № 10. URL: https://magazines.-gorky.media/novyi_mi/2002/10/aleksiya-desyat-let-spustya.html (дата обращения: 18.12.2018).
  • Оробий С. Люди, увеличенные до размеров писателей // Дайджест Лит-ра.инфо. URL: http://lit-ra.info/kolonka-sergeya-orobiya/lyudi-uve-lichennye-do-razmerov-pisateley/ (дата обращения: 20.06.2019).
  • Пелевин В. «t». М.: 2010. 254 с.
  • Попов Е. А. Арбайт. Широкое полотно: интернет-роман. М.: Астрель, 2012. 568 [8] с.
  • Сегал Д. М. Литература как охранная грамота. М: Водолей Publishers, 2006. 974 [1] с.
  • Слаповский А. Качество жизни. М.: Вагриус, 2004. 349 [2] с.
  • Тынянов Ю. Н. Литературный факт. М.: Высш. шк., 1993. 318 с.
  • Уткин А. Самоучки. М.: Грантъ, 1999. 208 с.
  • Чемодурова З. Рефлексивная авторская игра в метапрозе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reflek-sivnaya-avtorskaya-igra-v-metaproze (дата обращения: 09.09.2019).
  • Черняк В. Д., Черняк М. А. Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. 3-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 192 с.
  • Чижов Е. Л. Интервью с Юрием Володарским // ШО: укр. журнал. URL: http://chizhov.ucoz.ru/-index/intervju_s_juriem_volodarskim_ukr_zhurnal_ quot_sho_quot/0-23 (дата обращения: 12.07.2019).
  • Чижов Е. Л. Перевод с подстрочника. М.: АСТ, 2013. 508 с.
  • Чупринин С. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. М.: Время, 2007. 768 с.
  • Эпштейн М. Академический выбор. URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=2339 (дата обращения: 12.10.2019).
  • Vermeulen T., van den Akker R. Notes on Meta-modernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. Р. 1-14.
  • Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism / R. van den Akker et al. (eds). Lanham: Rowman & Littlefield, 2017. 201 p.
Еще
Статья научная