Метаязык набоковского творчества как игровое отношение к слову

Бесплатный доступ

В статье доказывается, что, следуя принципам неклассической поэтики модернизма и постмодернизма, Набоков создает новый тип художественного текста, не обремененного традицией прошлых эпох. Показано, что метаязык становится инструментом структурирования игры письма, способствуя формированию метаповествования и становясь способом выражения авторской художественной позиции. В эпоху модернизма и постмодернизма художественное письмо играет на различиях, заключенных в языке (каламбуры, аллюзии, аллегории и т. п.) и мышлении (игра смыслами). В приемах метаязыка выявляется искусственность текста, устраняется лингвистическая ясность и вводятся иррациональные критерии восприятия произведения. Метаязык в набоковском творчестве реализуется в игре письма, необходимой для создания эффектов стиля в противовес логичности миметизма и этическому содержанию произведения. Эстетическая игра с ее разветвленными лабиринтообразными ходами-приемами деконструирует текст, делая его открытым для языков разных культурных кодов, формируя тем самым метаязык произведения и создавая новую конфигурацию творческого пространства. Автор статьи приходит к выводу о том, что метаязык играл разрушительную роль по отношению к высокому искусству, вписываясь в парадигму дегуманизированной культуры модернизма и постмодернизма, уничтожившей границы игры и реальности и сделавшей приоритетом эффекты стиля и риторики.

Еще

Модернизм, постмодернизм, метаязык, владимир набоков, деконструкция, интертекстуальность, шизофренический язык

Короткий адрес: https://sciup.org/14970342

IDR: 14970342   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2017.4.22

Список литературы Метаязык набоковского творчества как игровое отношение к слову

  • Барт Р., 1989. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс. 616 с.
  • Бицилли П., 2000. Возрождение аллегории//Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. Критические отзывы, эссе, пародии/под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение. С. 208-219.
  • Бойд Б., 2010. Набоков. Русские годы. Биография. СПб.: Симпозиум. 696 с.
  • Делез Ж., 1998. Логика смысла (вторая половина). М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга. 480 с.
  • Делез Ж., Гваттари Ф., 2007. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория. 672 с.
  • Делез Ж., Гваттари Ф., 2010. Тысяча плато: капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель. 895 с.
  • Деррида Ж., 2000. О грамматологии. М.: Ad Marginem. 512 с.
  • Ильин И., 1996. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада. 253 с.
  • Ильин И. П., 1998. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 255 с.
  • Леннквист Б., 1999. Искусство как игра//Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. СПб. С. 75-127; 214-222. URL: http://ka2.ru/nauka/blnqst_3.html (дата обращения: 20.05.2017).
  • Лотман Ю. М., 1992. Статьи по семиотике и топологии культуры: в 3 т. Таллин: Александра. Т. 1. 472 с.
  • Маньковская Н. Б., 1994. Париж со змеями. М.: Ин-т философии РАН. 220 с.
  • Маньковская Н. Б., 2000. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя. 347 с.
  • Маритен Ж., 2000. Ответственность художника//Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Университетская книга. С. 249-288.
  • Фуко М., 1997. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга. 575 с.
  • Хейзинга Й., 1997. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция. 416 с.
  • Ходасевич В., 2000. О Сирине//Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. Критические отзывы, эссе, пародии/под общ. ред. Н. Г. Мельникова. М.: Новое литературное обозрение. С. 219-224.
  • Шкловский В. Гамбургский счет. Статьи -Воспоминания -Эссе (1914-1933). URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks309717 (дата обращения: 20.05.2017).
  • Шкловский В., 1983. Искусство как прием//О теории прозы. М.: Советский писатель. С.6-18.
  • Штайн К., 1999. Метапоэтика: «размытая парадигма»//Текст: Узоры ковра. Научно-методический семинар «Textus»: cб. ст. СПб.; Ставрополь: Изд-во СГУ. Вып. 4, ч. 1. С. 5-14.
  • Бледное пламя -Набоков В., 1997. Бледное пламя//Собрание сочинений американского периода: в 5 т. СПб.: Симпозиум. Т. 3. С. 293-548.
  • Дар -Набоков В., 1990. Дар//Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда. Т. 3. С. 5-333.
  • Николай Гоголь -Набоков В., 1997. Николай Гоголь//Собрание сочинений американского периода: 4 т. СПб.: Симпозиум, 1997. Т. 1. С. 400-522.
  • Отчаяние -Набоков В., 1990. Отчаяние//Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда. Т. 3. 334-463.
  • Приглашение на казнь -Набоков В., 1990. Приглашение на казнь//Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда. Т. 4. С. 5-133.
Еще
Статья научная