Луи Каравак и секуляризация русского искусства

Бесплатный доступ

В статье исследуется творчество Луи Каравака (живопись портретного жанра и произведения декоративно-прикладного искусства, созданные для украшения православных храмов) на предмет соотношения в них светского и религиозного. Автор высоко оценивает роль живописи Каравака, его педагогической работы и религиозной позиции в процессах секуляризации русского искусства. Светское начало в творчестве художника рассматривается в контексте развития западноевропейской культуры. В свете новых данных о личности живописца автор выясняет, насколько его творческий путь был связан с религиозной жизнью. Исследование показало, что в творчестве Каравака были применены разные способы к обмирщению живописи: соединение священных христианских образов с мифологическими образами-символами и превращение их в универсальное внецерковное культурное наследие, обращение к эротическим мотивам, очищение живописных композиций от религиозных смыслов («размывание» и даже полное устранение их религиозного содержания). Автор делает вывод о том, что эстетика рокайля полностью соответствовала моральным и религиозным принципам Каравака.

Еще

Людовик каравак, рококо, искусство xviii в, религия в искусстве, секуляризация искусства и культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/147151211

IDR: 147151211   |   DOI: 10.14529/ssh170409

Список литературы Луи Каравак и секуляризация русского искусства

  • Андреева, Ю. С. Иконостас петербургского Петропавловского собора в свете религиозной жизни Доминико Трезини/Ю. С. Андреева//Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -Т. 16. -2016. -№ 3. -С. 91-100.
  • Андреева, Ю. С. Католик Луи Каравак: к вопросу о религиозности художника эпохи рококо/Ю. С. Андреева//Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -Т. 17. -2017. -№ 3. -С. 15-24.
  • Апостолос-Каппадона, Д. Словарь христианского искусства/Д. Апостолос-Каппадона. -Челябинск: Урал LTD, 2000. -266 с.
  • Базен, Ж. Барокко и рококо/Жермен Базен. -М.: Слово/Slovo, 2001. -288 с.
  • Бенуа, А. Н. История живописи/А. Н. Бенуа. -Т. 4. -М.: Шиповник, 1912. -424 с.
  • Бернякович, З. А. Русское художественное серебро XVII -начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа/З. А. Бернякович. -Л.: Художник РСФСР, 1977. -288 с.
  • Бухгольц, Г. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве (копия с оригинала Л. Каравака)/Генрих Бухгольц. 1760-1770-е гг. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
  • Врангель, Н. Н. Иностранцы XVIII в. в России//Н. Н. Врангель. Венок мертвым: худож.-ист. ст. -СПб.: Тип. «Сириус», 1913. -С. 103-175.
  • Врангель, Н. Н. Русская женщина в искусстве//Н. Н. Врангель Венок мертвым: худож.-ист. ст. -СПб.: Тип. «Сириус», 1913. -С. 9-25.
  • Голлербах, Э. Портретная живопись в России. XVIII век/Э. Голлербах. -М.; П.: Гос. изд-во, 1923. -142 с.
  • Государственная Третьяковская галерея. Живопись XVIII -начала XX века (до 1917 г.): каталог. -М.: Изобразительное искусство, 1984. -720 с.
  • Громов, Ф. Ю. Бытовой жанр второй половины XVIII в.: русско-французские художественные связи/Ф. Ю. Громов//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. -2016. -№ 4. -С. 115-118.
  • Гроот, Г.-Х. Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры/Георг-Христофор Гроот. 1748-1749 гг. Государственный музей-заповедник «Царское село».
  • Даниэль, С. М. Рококо: от Ватто до Фрагонара/С. М. Даниэль. -СПб.: Азбука-классика, 2007. -336 с.
  • Евангулова, О. С. Живопись/О. С. Евангулова//Очерки русской культуры XVIII в./под ред. академика Б. А. Рыбакова. -Ч. 4. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -С. 111-151.
  • Евангулова, О. С. Изобразительное искусство в России в первой четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени/О. С. Евангулова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -296 с.
  • Живов, В. М. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII-XVIII века/В. М. Живов, Б. А. Успенский//В. М. Живов. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. -М.: Языки славянской культуры, 2002. -С. 461-531.
  • Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России/состав., пер. с нем., вступ. ст., предисл. и примеч. К. В. Малиновского. -Т. 1. -М.: Искусство, 1990. -448 с.
  • Ильина, Т. В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество/Т. В. Ильина. -М.: Искусство, 1979. -207 с.
  • Ильина, Т. В. Императрица Елизавета в глазах художников русского и западного (начало и конец правления)/Т. В. Ильина//Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. -2016. -№ 25. -С. 39-46.
  • Каравак, Л. Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в детском возрасте в виде Аполлона и Дианы/Луи Каравак. 1722 г. (?) (Холст, масло, 94×118)//Государственная Третьяковская галерея: сайт. -URL: https://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2547 (дата обращения: 19.05. 2017).
  • Каравак, Л. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве/Луи Каравак. 1716-1717 гг. (Холст, масло, 136×103,5)//Государственный Русский музей. Инв. № Ж-5323.
  • Каравак, Л. Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны/Луи Каравак. 1717 г. (Холст, масло, 76×97). Государственный Русский музей.
  • Каравак, Л. Портрет царевича Петра Петровича (1715-1719), сына Петра I, в виде Купидона. 1716. (82×67)/Луи Каравак//Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 15156.
  • Каравак, Л. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. Пер. пол. XVIII в. (Холст, масло, 97,5×85,5)/Луи Каравак. Государственный Русский музей. Инв. № Ж-9780.
  • Карев, А. А. Портретный образ в контексте русской художественной культуры XVIII века: межвидовые проблемы портрета на рубеже барокко и классицизма: дис. … д-ра искусств./А. А. Карев. -М.: МПГУ, 2000. -318 с.
  • Климов, О. Е. Сень над ракой с мощами св. преп. Сергия Радонежского. Архитектурные обмеры и обследование/О. Е. Климов//Архитектурная мастерская Олега Климова: сайт. -URL: http://artklimov.ru/view.php?id=2201 (дата обращения: 03.06. 2017 г.).
  • Кожухова, М. В. Европейские наставники русских художников/М. В. Кожухова//История и культура. -2009. -№ 7. -С. 106-117.
  • Колмогорова, Е. Е. Семейный портрет в России XVIII века и общеевропейское художественное наследие/Е. Е. Колмогорова//Актуальные проблемы теории и истории искусства. -2016. -№ 6. -С. 543-551.
  • Корольков, М. Я. Архитекты Трезины/М. Я. Корольков//Старые годы. -1911. -№ 4. -С. 17-36.
  • Маркина, Л. А. Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII в./Л. А. Маркина. -М.: Памятники исторической мысли, 1999. -296 с.
  • Материалы к словарю русских художников первой половины XVIII века/Н. М. Молева, Э. М. Белютин//Н. М. Молева. Живописных дел мастера: канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII в. -М.: Искусство, 1965. -С. 185-248.
  • Мельник, А. Г. Рака для мощей св. Авраамия Ростовского 1772 года/А. Г. Мельник//История и культура Ростовской земли: материалы конф. 2010 г. -Ростов: Ростовский кремль, 2011. -С. 232-241.
  • Мельников, А. П. Нижегородская старина: путеводитель в помощь экскурсантам/А. П. Мельников. -Н. Новгород: Культура, 1992. -53 с.
  • Михайлова, А. Ю. Французские художники при русском императорском дворе в первой трети XVIII в.: дис. … канд. искусств. -М., 2003. -240 с.
  • Молева, Н. М. Живописных дел мастера: канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII в./Н. М. Молева, Э. М. Белютин. -М.: Искусство, 1965. -335 с.
  • Молчанов, Г. Д. Портрет царевича Петра Петровича в виде Купидона/Григорий Дмитриевич Молчанов. 1772 г. (холст, масло, 53×43). Государственный Русский музей. Инв. № Ж-55.
  • Морохин, А. В. Петр I в Нижнем Новгороде в мае 1722 г.: реалии визита и историографические мифы/А. В. Морохин//Уральский исторический вестник. -2013. -№ 3. -С. 84-90.
  • Неизв. художник. Портрет Петра Петровича в виде Купидона. Первая пол. XIX в. (с оригинала Л. Каравака). Государственный Эрмитаж. Инв. № ЭРЖ-1817.
  • Немилова, И. С. Французская живопись. XVIII век: каталог. Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи/И. С. Немилова. -Л.: Искусство, 1985. -492 с.
  • Нокре, Ж. Аллегорический портрет семьи Людовика XIV/Жан Нокре. 1670 г. (305×420). Версальский дворец. -URL: https://gallerix.ru/pic/_EX/1097720245/719063399.jpeg (дата обращения: 19.05. 2017 г.).
  • Петров, П. Н. Каталог исторической выставки портретов лиц XVI-XVIII вв., устроенной Обществом поощрения художников/П. Н. Петров. -2-е изд. -СПб.: Тип. А. Траншеля, 1870. -XXIII, 232 с.
  • Поволжье: справочник-путеводитель. -М.: Изд. Волжского гос. речного пароходства, 1929. -56 с.
  • Постернак, К. В. Особенности архитектурно-декоративного убранства петербургских барочных иконостасов середины XVIII века (1740-1760-е годы): дис. … канд. искусств./К. В. Постернак. -М., 2014. -203 с.
  • РГАДА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 266.
  • Ростовский Димитрий, святитель. Алфавит духовный. -М.: Сибирская Благозвонница, 2010. -235, с.
  • Русское искусство эпохи барокко. Конец XVII -первая половина XVIII в.: каталог выставки. -Л.: Искусство, 1984. -112 с.
  • Собко, Н. П. Несколько дополнительных сведений о живописце Людовике Караваке/Н. П. Собко//Исторический вестник. -1882. -Т. 8. -№ 5. -С. 479-480.
  • Собко, Н. П. Французские художники в России в XVIII веке. Живописец Людовик Каравак (1716-1752)/Н. П. Собко//Исторический вестник. -1882. -Т. 8. -№ 4. -С. 138-148.
  • Татищев, В. Н. Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской///В. Н. Татищев. Избранные произведения. -Л.: Наука, 1979. -С. 153-327.
  • Тютрюмов, Н. Царевич Петр Петрович (1715-1719). Копия с прижизненного портрета работы Л. Каравака/Н. Тютрюмов. Сер. XIX в. (22×16). Государственный Русский музей. Инв. № 6690.
  • Успенский, Б. А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России/Б. А. Успенский, В. М. Живов//Б. А. Успенский. Избранные труды. -Т. 1 Семиотика истории. Семиотика культуры. -М.: Гнозис, 1994. -С. 110-218.
  • Флейгельс, Н. Встреча Марии и Елизаветы (репродукция)/Никола Флейгельс. -URL: http://www.hermitagemuseum. org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.%20Paintings/37657?lng=ru (дата обращения: 19.05. 2017 г.).
  • Царевский, А. А. Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова (изданных и неизданных) со стороны их религиозного характера и историко-литературного значения/А. А. Царевский. -М.: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1883. -274 с.
  • Чежина, Ю. И. Мифологический портрет в русской живописи XVIII столетия/Ю. И. Чежина//Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. -2014. -№ 20. -С. 152-160.
  • Чирскова, И. М. Власть и культура в России в первой четверти XVIII в.: у истоков культурной политики/И. М. Чирскова//Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». -2016. -№ 2. -С. 40-57.
Еще
Статья научная