Логико-гносеологическое направление философии в Санкт-Петербургской духовной академии XIX - начала XX вв. (от начала XIX в. до В. Н. Карпова)

Автор: Шевцов Александр Викторович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 6 (71), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию философского наследия Санкт-Петербург- ской духовной академии и представляет собой краткое обозрение философ- ских теорий мыслителей из СПбДА и сопричастных этой школе. Затрагивает- ся проблема возникновения и развития духовно-академической философии в России, и в частности в СПбДА. При детальном исследовании предмета обнаруживается присущая русской философии, и академической в част- ности, онтологическая составляющая гносеологического направления фило- софствования как ее характерная компонента. В связи с этим осмысливаются идеи философов еще XVIII в. - Д. С. Аничкова, А. И. Галича, повлиявших на формирование философского контекста в самом начале XIX в. Русская философия формировалась как осмысление рецепций - раннехристианской патристической литературы, и одновременно платонизма: через Лейбница и Вольфа к Аничкову, Галичу и Ф. Ф. Сидонскому и В. Н. Карпову. В статье поднимается проблема «вписывания» академической философии в общий ландшафт русской философской мысли XIX в. Сделана попытка выявления тенденции и устремлений «философствовать в богословии».

Еще

Санкт-петербургская духовная академия, онтология, гносеология, логика, д. с. аничков, ф. ф. сидонский, м. и. каринский, м. и. владиславлев, в. н. карпов, а. и. галич, философия платона, идеи лейбница, философия, богословие

Короткий адрес: https://sciup.org/140190242

IDR: 140190242

Список литературы Логико-гносеологическое направление философии в Санкт-Петербургской духовной академии XIX - начала XX вв. (от начала XIX в. до В. Н. Карпова)

  • Абрамов А. И. Голубинский. Гогоцкий. Карпов. Новицкий//Русская философия. Энциклопед. словарь/под ред. М. А. Маслина. М., 1998.
  • Абрамов А. И. Философия в духовных академиях//История русской философии/под ред. М. А. Маслина. М., 2001.
  • Абрамов А. И. Философия в русских Духовных Академиях: изучение, преподавание, исследования//Сборник научных трудов по истории русской философии/сост., подготовка текста, предисл. В. В. Сербиненко. М.: Кругь, 2005. 544 с.
  • Асмус В. Ф. Логика: Учебник. Изд. 3-е. М., 2010.
  • Введенский А. И. Логика как часть теории познания. СПб., 1912.
  • Владиславлев М. И. Логика: Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления и исторические очерки: логики Аристотеля, схоластич. диалектики, логики формальной и индуктивной. СПб., 1872.
  • Галич А. И. История философских систем: в 2 т. СПб., 1818-1820.
  • Галич А. И. Картина человека: Опыт настав. чтения о предметах самопознания для всех образ. сословий, начерт. А. Галичем. СПб., 1834.
  • Гетманова А. Д., Стасюк В. А., Рынковой И. В. Логика (для духовных учебных заведений, а также религиоведческих кафедр). М., 2016.
  • Глаголев С. С. Исходные начала логики//Вера и разум. Харьков, 1903.№ 13. С. 23-58; № 14. С. 59-77; № 15. С. 109-144.
  • Глаголев С. С. Логика и математика//Научное обозрение.1896.№ 8.С. 241-247.
  • Дебольский Н. Г. Философия будущего: Соображения о ее начале, предмете,методе и системе. 2-е издание. М., 2012.
  • Джевонс Стенли. Элементарный учебник логики, дедуктивной и индуктивной с вопросами и примерами/пер. М. А. Антоновича. СПб., 1881.
  • Каринский М. И. Классификация выводов. Изд. 2-е. М., 1956.
  • Каринский М. И. Об истинах самоочевидных. Изд. 2-е. М., 2011.
  • Каринский М. И. По поводу полемики г. проф. Введенского против моей книги «Об истинах самоочевидных»//Журнал министерства народного просвещения. 1896. Янв. (№ 1). Отд. 2. С. 243-290. Ч. 303.
  • Каринский М. И. По поводу статьи г. проф. А. И. Введенского «О Канте действительном и воображаемом» (начало)//Вопросы философии и психологии. 1895. Январь (кн. 26). С. 20-46.
  • Карпов В. Н. Введение в философию. СПб., 1840.
  • Карпов В. Н. Взгляд на движение философии в мире христианском и на причины различных ее направлений//ЖМНП. 1856. Ч. 92.
  • Карпов В. Н. Философский рационализм новейшего времени//Христианское чтение. СПб., 1860. Кн. 3, 4, 5, 6, 12.
  • Карпов В. Н. Вступительная лекция в психологию//Христианское чтение. СПб., 1868. Кн. 2.
  • Карпов В. Н. Систематическое изложение логики. СПб., 1856.
  • Куценко Н. А. Духовно-академическая философия в России первой поло-вины XIX века: киевская и петербургская школы (Новые материалы)/рец. М. А. Маслин, В. К. Шохин. М.: ИФ РАН, 2005.
  • Лубкин А. С. Начертание логики. М.: Издательство ЛКИ, 2011.
  • Маслин М. А. Русская философия как единство в многообразии//Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии. М., 2001.
  • Милославский П. А. Основания философии как специальной науки. Казань,1883.
  • Поварнин С. И. Логика отношений. Ее сущность и значение/Главы XII и XIII: Теория М. И. Каринского//Он же. Сочинения/сост., вступит. статья,примеч. В. И. Кобзарь, Т. Е. Сохор, Л. Г. Тоноян (отв. ред.). СПб.: Институт иностранных языков, 2015. С. 370-376. 800 с.
  • Предеин Д. Введение в философию: учебник для православных духовных школ. СПб., 2009.
  • Продан И. С. «Новая логика»: Критическое исследование и разъяснение новых и старых заблуждений и ошибок. Изд. 2-е. М., 2016.
  • Радлов Э. Л. М. И. Каринский. Творец русской критической философии. Пг.,1917.
  • Радлов Э. Л. Очерк истории русской философии//Введенский А. И.,Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии/сост.,вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.
  • Радлов Э. Л. Ученая деятельность проф. М. И. Каринского//ЖМНП. СПб.,1895. С. 3-54; С. 406-429; С. 302; Дек. С. 281-308.
  • Райковский А. И. Логика, описывающая механизм нашей мысли, ее формы и законы на основании здравого, христианством руководимого, смысла, составленная протоиереем А. Райковским. СПб., 1857. Ч. 1.
  • Ростиславов И. Санкт-Петербургская духовная академия до графа Протасова//Вестник Европы. 1872.
  • Ростиславов И. Санкт-Петербургская духовная академия при графе Протасове//Вестник Европы. 1884.
  • Русская философия: Энциклопедия/под общ. ред. М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. М. 2014.
  • Светилин А. Е. Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления и исторические очерки: логики Аристотеля, схоластической диалектики, логики формальной и индуктивной М. Владиславлева. СПб.1872//ЖМНП. 1874. Ч. 174. С. 284-298.
  • Светилин А. Е. Логика. Обозрение индуктивных дедуктивных приемов мышления и исторические очерки: логики Аристотеля, схоластической диалектики, логики формальной и индуктивной М. Владиславлева.СПб. 1872//ЖМНП. 1874. Ч. 175. С. 211-252.
  • Светилин А. Е. По поводу «ответа» Владиславлева//ЖМНП. 1875. Ч. 179.Май. С. 175-239; Умеренный материализм. СПб., 1878.
  • Светилин А. Е. Учебник формальной логики. СПб., 1871-1916.
  • Серебренников В. С. В. Н. Карпов как психолог//Христианское чтение. 1898. Ч. I.
  • Сидонский Ф. Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833.
  • Соловьев А. П. «Согласить философию с православной религией»: идей ноенаследие архиепископа Никанора (Бровковича) в истории русской мысли XIX-XX веков. Уфа: Изд. Словохотов А. А., 2015.
  • Соловьев В. С. : Систематическое изложение логики. Сочинение проф. Карпова, 1856//Он же. Письма: Собр. соч. в 4 т. СПб.; Пг., 1908-1923. Т. 3(1911).
  • Соловьев В. С. Философские начала цельного знания//Он же. Сочинения. СПб. 1901-1907. Т. 1.
  • Устрялов Ф. Н. Воспоминания: Санкт-Петербургский университет в 1852-1856 г. г.//Исторический вестник. СПб., 1884. Т. XVI и XVII.
  • Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 242 (репр. изд. Париж, 1937).
  • Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М.: Изд-во РУДН, 2002
  • Цвык И. В. Преподавание философии в Московской духовной академии XIX в.//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия.2013. № 1.
  • Цвык И. В. Проблема соотношения веры и разума в русской духовно-академической философии XIX в.//Вестник РУДН. Серия: Философия. 2011. № 4.
  • Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.,1857.
  • Чистович И. А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб., 1889.
  • Шапошников Л. Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX-XX вв.
  • Шевцов А. В. Учение М. И. Каринского и логика отношений С. И. Поварнина//Христианское чтение. № 4. 2016. С. 73-91.
  • Шевцов А. В. Философские воззрения М. И. Каринского: Дис. … канд. филос.наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2014. С. 104-118. URL: htp://new.philos.msu.ru/uploads/media/Schevzov_A. V._thesis.pdf (дата обращения: 03.11.2014).
  • Шевцов А. В. Философские воззрения М. И. Каринского//Христианское чтение. № 3. 2015. С. 44-67.
  • Шпет Г. Г. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. 856 с.
  • Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии//Введенский А. И.,Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии/сост.,вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991
  • Абрамов А. И. Философия в русских Духовных Академиях: изучение,преподавание, исследования//Сборник научных трудов по истории русской философии/сост., подготовка текста, предисл. В. В. Сербиненко. М.: Кругь,2005. 544 с.
  • Галич А. И. История философских систем: в 2 т. СПб., 1818-1820.
  • Галич А. И. Картина человека: Опыт настав. чтения о предметах самопознания для всех образ. сословий, начерт. А. Галичем. СПб., 1834.
  • Задорожнюк И. Е. Сидонский Ф. Ф.//Русская философия: Энциклопедия/под общ. ред. М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. М., 2014.
  • Карпов В. Н. Введение в философию. СПб., 1840.
  • Карпов В. Н. Взгляд на движение философии в мире христианском и на причины различных ее направлений//ЖМНП. 1856. Ч. 92.
  • Карпов В. Н. Философский рационализм новейшего времени//Христиан-ское чтение. СПб., 1860. Кн. 3, 4, 5, 6, 12
  • Карпов В. Н. Вступительная лекция в психологию//Христианское чтение. СПб., 1868. Кн. 2.
  • Карпов В. Н. Систематическое изложение логики. СПб., 1856.
  • Куценко Н. А. Духовно-академическая философия в России первой поло-вины XIX века: киевская и петербургская школы (Новые материалы)/рец. М. А. Маслин, В. К. Шохин. М.: ИФ РАН, 2005.
  • Лубкин А. С. Начертание логики. М.: Издательство ЛКИ, 2011.
  • Маслин М. А. Русская философия как единство в многообразии//Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии. М., 2001.
  • Милославский П. А. Основания философии как специальной науки. Казань,1883.
  • Сидонский Ф. Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833.
  • Соловьев А. П. «Согласить философию с православной религией»: идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) в истории русской мысли XIX-XX веков. Уфа: Изд. Словохотов А. А., 2015.
  • Соловьев В. С. : Систематическое изложение логики. Сочинение проф. Карпова, 1856//Он же. Письма. Собр. соч.: в 4 т. СПб.; Пг., 1908-1923. Т. 3(1911).
  • Соловьев В. С. Философские начала цельного знания//Он же. Сочинения. СПб. 1901-1907. Т. 1.
  • Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. М.: Изд-во РУДН, 2002.
  • Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.,1857.
  • Шапошников Л. Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX-XX вв.
  • Шевцов А. В. Учение М. И. Каринского и логика отношений С. И. Поварнина//Христианское чтение. № 4. 2016. С. 73-91.
  • Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии//Введенский А. И.,Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии/сост.,вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991
Еще
Статья научная