Лингвосемиотическая креативность в дискурсивном пространстве научной фантастики: пролегомены к определению

Автор: Олянич Андрей Владимирович, Рыльщикова Любовь Михайловна

Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание @jvolsu-linguistics

Рубрика: Дискуссии

Статья в выпуске: 4 т.15, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье авторы определяют онтологический статус понятия лингвосемиотической креативности, исходя из феноменов креативности в целом и лингвистической креативности в частности. Исследуется роль лингвосемиотической креативности в научно-фантастическом дискурсоразвертывании; выделяется лингвокреатема как базовая единица научно-фантастического дискурса. Лингвосемиотическая креативность денотируется как базовый конститутивный признак научно-фантастического дискурса. Она репрезентирована как способность оперировать образами и воплощать эти образы всегда в новые знаки, то есть «изобретать новую реальность», погружая их затем в гиперреальный (фантастический) дискурс, в новое коммуникативное окружение. Она представляет собой инновационное использование имеющихся и изобретение новых языковых форм для коммуникации в инновационной (нереальной) или воображаемой среде, является способностью творческой персоны (писателя и рассказчика) создавать языковые знаки фантастической реальности (гиперреальности будущего), давать им функционально нагруженные определения и формировать для их актуализации особую коммуникативную среду (художественные произведения научно-фантастической тематики). Это когнитивная категория, поскольку рефлектирует способность человека ментально освоить материальную действительность, обнаружить в ней объекты и феномены, нуждающиеся в усовершенствовании, или прогнозировать создание новых объектов / феноменов, отвечающих растущим потребностям человека, чтобы затем семиотизировать воображенные объекты / феномены, воплотив их образы в вербальные и невербальные знаки.

Еще

Дискурс, знак, концепт, креативность, лингвокреатема, лингвосемиотика, потребность

Короткий адрес: https://sciup.org/14970019

IDR: 14970019   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.4.25

Список литературы Лингвосемиотическая креативность в дискурсивном пространстве научной фантастики: пролегомены к определению

  • Базилевич, В. Б. Языковая игра как форма проявления лингвистической креативности/В. Б. Базилевич//Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2015. -№ 8 (50), ч. III. -C. 20-22.
  • Бутакова, Е. С. Лингвистическая креативность в томской эргонимии/Е. С. Бутакова//Вестник Томского государственного педагогического университета. -2013. -№ 3 (131). -С. 146-152.
  • Галичкина, Е. Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство/Е. Н. Галичкина. -Волгоград: Парадигма, 2012. -360 с.
  • Галкина, А. В. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком/А. В. Галкина//Вестник Тамбовского государственного университета. Гуманитарные науки. -2011. -№ 10 (102). -С. 158-164.
  • Гилфорд, Дж. Психология мышления/Дж. Гилфорд/под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Прогресс, 1965. -525 с.
  • Дементьев, В. В. Непрямая коммуникация и ее жанры/В. В. Дементьев/под ред. В. Е. Гольдина. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. -248 с.
  • Зыкова, И. В. Фразеологическая креативность в ракурсе изучения дискурса/И. В. Зыкова//Dyskurs: aspekty lingwistyczne, semiotyczne i komunikacyjne/pod redakcjф Aleksandra Kiklewicza i Iriny Uchwanowej-Szmygowej. -Olsztyn: Widawnitstwo Uniwersytetu Warmiтsko-Mazurskiego, 2015. -S. 157-167.
  • Иняшкин, С. Г. Лингводискурсивные особенности американской научной фантастики середины ХХ в./С. Г. Иняшкин//Общество -Язык -Культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке: тез. докл. Шестой Междунар. науч.-практ. конф., МИЛ, 7 дек. 2013 г. -М.: МИЛ, 2013. -C. 118-123.
  • Касперова, Л. Т. О природе творчества/Л. Т. Касперова//Актуальные проблемы стилистики. -2015. -№ 1. -С. 134-141.
  • Копнина, Г. А. Стилистика креатива и эколингвистика: точки соприкосновения/Г. А. Копнина, А. П. Сковородников//Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2014. -№ 8 (38), ч. I. -C. 101-104.
  • Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса/А. В. Олянич. -Волгоград: Парадигма, 2004. -507 с.
  • Стасива, Г. Д. Русский научно-фантастический дискурс XX в. как лингвориторический конструкт/Г. Д. Стасива//Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе: материалы 6-й Всерос. науч.-метод. конф. -Сочи: РИО СГУТиКД, 2010. -С. 295-301.
  • Тюленева, Т. В. Формирование лингвистической креативности студентов неязыковых специальностей/Т. В. Тюленева//Гуманитарные исследования. -2014. -№ 3 (51). -С. 52-57.
  • Фещенко, В. В. Семиотика творчества и лингвистика креативности/В. В. Фещенко//Общественные науки и современность. -2008. -№ 6. -C. 143-150.
  • Фещенко, В. В. Язык как творчество и творчество в языке: к истории лингвистической идеи/В. В. Фещенко//Критика и семиотика. -2012. -Вып. 17. -С. 84-94.
  • Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования/М. А. Холодная. -СПб.: Питер, 2002. -368 с.
  • Щербакова, Е. Е. Феномен «лингвистическая креативность» в современной психолого-педагогической науке/Е. Е. Щербакова, Е. В. Левичева//Вестник Нижегородского государственного технического университета. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». -2012. -№ 4. -С. 93-101.
  • Amabile, Т. М. Social psychology of creativity: a consensual assessment technique/T. M. Amabile//Personal & Social Psychology. -1982. -Vol. 43. -P. 997-1013.
  • Barron, F., Harrington, D. Creativity, intelligence and personality/F. Barron, D. Harrington//Annual Review of Psychology. -1981. -Vol. 32. -P. 439-476.
  • Mednick, S. A. The associative basis of the creative process/S. A. Mednick//Psychological Review. -1962. -Vol. 69. -№ 2. -P. 220-232.
Еще
Статья научная