Лилиан Хеллман в советском театральном мире

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются контакты американского драматурга Лилиан Хеллман с советским театральным миром: восстанавливается история постановок ее пьес на советской сцене, приводятся воспоминания актеров о работе над американским материалом, рецензии критиков на премьерные показы. На примере более чем двадцатилетней театральной судьбы Хеллман в СССР прослеживаются менявшиеся культурные и идеологические установки Советского Союза. Выполняя роль культурного эмиссара во время Второй мировой войны, Хеллман побывала в Москве, где ее встретили как дорогого гостя, а ее пьесы поставили на сценах сразу двух крупнейших театров. С началом холодной войны драмы Лисички и Семья Фарелли теряет покой исчезли из репертуара. Удивительным образом пьеса Хеллман с подчеркнуто западным названием Леди и джентльмены прошла театральную цензуру в разгар антиамериканской пропагандистской кампании, хоть постановка и получила негативные отзывы журнальных рецензентов. В 1960-х гг. Хеллман вновь возвращается в Москву, где встречается с Раисой Орловой и Львом Копелевым. Примета культурного и политического ландшафта того времени - появление и борьба диссидентского движения, к которому Хеллман испытала глубокое сочувствие. О диссидентах драматург писала и говорила на родине в США, а переписку с Р. Орловой продолжала практически вплоть до своей смерти в 1984 г. Таким образом, творческая биография Хеллман представляет собой траекторию послевоенного ренегатства в отношении СССР: начиная с просталинистских позиций, впоследствии она отказалась от поддержки социализма в его советском изводе.

Еще

Лилиан хеллман, ссср, антифашистская драма, советская критика, диссиденты, стража на рейне, лисички

Короткий адрес: https://sciup.org/147235344

ID: 147235344   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-2-132-141

Список литературы Лилиан Хеллман в советском театральном мире

  • Абросимова В. Мосты: русско-американские связи Раисы Орловой полвека спустя // Литература Двух Америк. 2019. № 6. С. 296–378.
  • Аникст А. Упадок и разложение буржуазного театра // Буржуазный театр на службе империалистической реакции: сборник статей. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. С. 3–30.
  • Афанасьева О. О добрых и злых плантаторах // Театр. 1949. № 12. С. 95–98.
  • Бобров Э. Лисички // Вечерняя Москва. 1973. 4 окт.
  • Бояджиев Г. Берди – Раневская // Советское искусство. 1945. 27 июля. С. 3.
  • Владимиров Р. Советский театр в оценке печати США и Англии // Театр. 1945. Сентябрь. С. 53–55.
  • Гиленсон Б. Социалистическая и радикальная традиции в литературе США. М.: ИНФРА-М, 2017. 388 c.
  • Глизер Ю. Воспоминания. М.: Искусство, 1969. 263 c.
  • Жданова Л. И. Путь повести Дж. Стейнбека «Луна зашла» к советской сцене // Вопросы театра. 2015. № 3–4. С. 264–272.
  • Исакова М. Стая Хаббардов на охоте // Московский комсомолец. 1973. 13 окт.
  • Искусство и война // Советское искусство. 1944. 28 нояб. С. 4.
  • Коваленко Г. За семью печатями. Чехов и американские драматурги: к истории вопроса // Современная драматургия. 2010. № 3. С. 233–253.
  • Костырченко Г. Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР // Вопросы истории. 1994. № 8. C. 47–60.
  • Крути И. Семья Ферелли обретает мужество // Советское искусство. 1945. 8 марта. C. 4.
  • Кулаковская И. Лилиан Хеллман. К 50-летию со дня рождения // Советское искусство. 1955. 19 июля.
  • Лилиан Хелман в Театре драмы // Советское искусство. 1944. 19 дек. С. 4.
  • Мацкин А. Заметки о спектакле // Советское искусство. 1945. 12 апр. C. 2.
  • Мендельсон М. Хеллман и Пристли на московской сцене // Театр. 1945. Октябрь. С. 14–19.
  • Обращение А. Анатоля в ПЭН // Русская мысль. 1969. 25 сент. C. 2.
  • Половикова К. Во имя справедливости // Огонек. 1945. № 20–21. С. 14.
  • Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». 26 авг. 1946 г. URL: http://www.hist.-msu.ru/ER/Etext/USSR/theatre.htm (дата обращения: 13.02.2021).
  • РГАЛИ. Ф. 2046. Оп. 1. Ед. 126.
  • РГАЛИ. Ф. 2548. Оп. 1. Ед. 134.
  • Рубин В., Каринцев И. Обзор современной американской и английской драматургии // Новый мир. 1945. № 7. С. 109–117.
  • Arnold M. Lillian Hellman Says She Found Ferment Among Soviet Writers // New York Times. 1967. 31 May. P. 11.
  • Atkenson B. Hellman’s Watch on Rhine // New York Times. 1941. 13 April.
  • Conversations with Lillian Hellman / ed. by Jackson R. Bryer. Jackson, MS; London: University Press of Mississippi, 1986. 298 p.
  • Gallagher D. Lillian Hellman: An Imperious Life. Yale University Press, 2014. 171 p.
  • Griffin A., Thorsten G. Understanding Lillian Hellman. University of South Carolina Press, 1999. 168 p.
  • Hellman L. Three: An Unfinished Woman; Pentimento; Scoundrel Time. Boston, MA; Toronto: Little, Brown, 1979. 726 p.
  • Hellman L. Topics: The Baggage of a Political Exile // New York Times. 1969. 23 August. P. 26.
  • Kopelev L. To Be Preserved Forever. Philadelphia; New York: Lippincott, Cop. 1977. 268 p.
  • Maltz A. The Citizen Writer in Retrospect. University of California Press, 1983. Vol. I. 522 p.
  • Meltzer M. Hollywood Does Right By “The Little Foxes” // Sunday Worker. 1941. August 24.
  • Mickenberg J. American Girls in Red Russia: Chasing the Soviet Dream. Chicago; London: University of Chicago Press, 2017. 427 p.
  • New Play in Manhattan // Time. 1941. 14 Apr.
  • Newman R. P. The Cold War Romance of Lillian Hellman and John Melby. UNC Press Books, 1989. 392 p.
  • Nichols L. The Searching Wind: Lillian Hellman’s Latest Play a Study of Appeasement and Love // New York Times. 1944. April 23.
  • Not Now Communist, Lillian Hellman Says // Associated Press. 1952. May 22.
  • Roosevelt E. My Day. 1941. 21 April.
  • Southern Women Playwrights: New Essays in History and Criticism / ed. by R. McDonald, L. Paige. University of Alabama Press, 2002. 304 p.
  • Warner R. On Broadway // Daily Worker. 1944. April 27.
  • Wertheim A. Staging the War: American Drama and World War II. Indiana University Press, 2004. 352 p.
Еще
Другой