Крупный рогатый скот в мифологических воззрениях и обрядности бурят

Автор: Бадмаев А.А.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: 1 т.49, 2021 года.

Бесплатный доступ

В работе представлена подробная мифоритуальная характеристика крупного рогатого скота у бурят. Источниками для исследования послужили этнографические, фольклорные, лингвистические и полевые материалы. Рассматривается хозяйственное значение данного вида скота в жизни этноса. Приводится бурятская лексика, обозначающая крупный рогатый скот, его морфологические признаки, половые различия и др. Показаны включенность образа быка в традиционные способы счисления времени у бурят, традиция присвоения охранительных имен, омонимичных названиям крупного рогатого скота. Анализируются традиционные мифологические представления бурят об этих животных. Отмечается бытование в прошлом у булагатов, одного из основных этнических подразделений бурят, племенного культа Буха-нойона. По народным воззрениям, бык символизировал Буха-нойона, был связан с идеей оборотничества, выступал символом мужского начала. Освещается космогоническая идея связи быка с разными сферами обитания (небом, землей, водой) и их объектами (небесными светилами, горой), огненной стихией. Показано, что положительная характеристика образов быка и коровы выражалась в суждениях о сверхъестественных свойствах бычьей шерсти и мочи, коровьего молока и плаценты, а также хозяйственных предметов (бычьего ярма, волосяной веревки зэлэ), связанных с этими животными. Вместе с тем крупный рогатый скот соотносили с Нижним миром и его обитателями, он выполнял медиативную функцию, мог нести символику смерти. Детально рассматривается образ крупного рогатого скота в традиционной обрядности бурят.

Еще

Буряты, традиционное мировоззрение, шаманизм, крупный рогатый скот, фольклор, обрядность

Короткий адрес: https://sciup.org/145146237

IDR: 145146237

Список литературы Крупный рогатый скот в мифологических воззрениях и обрядности бурят

  • Алтайские героические сказания / сказитель А. Калкин; пер. с алт. А. Плитченко. – М.: Современник, 1983. – 288 с.
  • Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1997. – 160 с.
  • Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят / отв. ред. А.И. Уланов. – 2-е изд. – Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 2009. – Ч. I. – 376 с.
  • Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Забайкальские буряты / отв. ред. и сост. Т.Е. Санжиева. – Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 2010. – 368 с.
  • Баторов П.П., Хороших П.П. Материалы по народному скотолечению иркутских бурят // Бурятоведческий сборник. – 1926. – Вып. 2. – С. 50–59.
  • Болдонов Н.С. Загадки бурят-монголов: из старинного сборника Харбасарова // Сборник трудов по филологии. – Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1949. – С. 120–125.
  • Бурнаков В.А. Бык как воплощение демонического начала в традиционных верованиях и фольклоре хакасов (конец XIX – середина XX в.) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2019. – № 33. – С. 15–33.
  • Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь / сост. К.М. Черемисов, Л.Д. Шагдаров: в 2 т. – Улан-Удэ: [Республик. тип.], 2010. – Т. I. – 636 с.; Т. II. – 708 с.
  • Бурятские волшебные сказки / сост. Е.В. Баранникова, С.С. Бардаханова, В.Ш. Гунгаров. – Новосибирск: Наука, 1993. – 341 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 5).
  • Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1986. – Т. I. – 288 с.
  • Миллер Г.Ф. Описание сибирских народов. – М.: Памятники историч. мысли, 2009. – 456 с.
  • Митрошкина А.Г. Бурятская антропонимия. – Новосибирск: Наука, 1987. – 222 с.
  • Мифы народов мира / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. энцикл., 1980. – 1147 с.
  • Нацов Г.Д. Материалы по истории и культуре бурят. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. – Ч. 1. – 156 с.
  • Осокин Г.М. На границе Монголии: очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. – СПб.: [Тип. А.С. Суворина], 1906. – 304 с.
  • Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1876–1877 гг. по поручению Императорского Русского Географического Общества. – СПб., 1881. – Вып. I: Дневники путешествия. Материалы для физической географии и топографии Северо-Западной Монголии. – 425 с.; 1883. – Вып. IV: Материалы этнографические. – 1026 с.
  • Смолев Я.С. Три табангутских рода селенгинских бурят: этнографический очерк. – М.: [Тов-во тип. А.И. Мамонтова], 1900. – 58 с.
  • Фольклор Курумчинской долины. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. – 137 с.
  • Хангалов М.Н. Собрание сочинений. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. – Т. I. – 551 с.; 1959. – Т. II. – 444 с.; 1960. – Т. III. – 421 с.
  • Хандагурова М.В. Обрядность кудинских и верхоленских бурят во второй половине XX века (бассейны верхнего и среднего течения рек: Куда, Мурино и Каменка). – Иркутск: Амтера, 2008. – 228 с.
  • Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История с древнейших времен до XVII века. – Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 1999. – Вып. 3. – 266 с.
  • Шаракшинова Н.О. Улигеры бурят. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. – 153 с.
  • Krishna N. Sacred Animals of India. – New Delhi: Penguin Books India, 2010. – 274 р.
Еще
Статья научная