Кристаллизация смыслов как средство формирования аксиологической системы цикла рассказов Р. М. Рильке «Истории о Господе Боге»

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию процесса формирования аксиологической системы как основы структурного и стилистического единства цикла рассказов «Истории о Господе Боге» Р.М. Рильке. С применением лингвистико-герменевтического метода, контекстуального анализа, техники кристаллизации смысла выявлены метасмыслы, базирующиеся на авторских ключевых словах Hände (руки), Gott (Бог), Tod (смерть). С учетом проведенных ранее автором статьи исследований, в результате которых выявлены метаслыслы других ключевых слов - Lahme (парализованный), Geschichte (история), Kinder (дети), Menschen (люди), реконструировано и представлено в виде схемы художественное пространство «Историй о Господе Боге», отражающее аксиологические установки Р.М. Рильке. Расположение ключевых слов, репрезентирующих художественные концепты, свидетельствует о существовании двух зеркальных по отношению друг к другу миров, оболочкой для которых является Geschichte - жизненный путь, история. Один из миров, с вершиной, формируемой ключевым словом Kinder, символизирующим свободу и любовь, объединяет Gott, Menschen, Tod и Hände, связывающее концепты «Gott» и «Menschen». Другой мир эксплицирован ключевыми словами Gott, Menschen, Tod. Пограничной структурой, разделяющей два мира, выступает Lahme. В статье показано, что ценностное наполнение кристаллизованных концептов различно: в первом мире ключевое слово Gott выражает представления о личном, возвышенном, духовном, Menschen символизирует людей, богатых духовно, стремящихся к свободе, Tod - плод жизни; во втором мире Gott связано с представлениями о социально значимом, Menschen символизирует людей, находящихся в постоянном поиске себя, Tod - пугающую массовую смерть. Установлена особая роль ключевого слова Hände в формировании художественного пространства рассматриваемого цикла рассказов: будучи символом творческого начала, потока прекрасного, оно связывает Gott и Menschen и существует только в первом мире.

Еще

Кристаллизация, аксиология, дискурс, смысл

Короткий адрес: https://sciup.org/14969793

IDR: 14969793   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2014.4.11

Список литературы Кристаллизация смыслов как средство формирования аксиологической системы цикла рассказов Р. М. Рильке «Истории о Господе Боге»

  • Алефиренко, Н. Ф. Дискурс как смыслопорождающая категория (дискурс и вторичное знакообразование)/Н. Ф. Алефиренко//Язык. Текст. Дискурс/под ред. Г. Н. Манаенко. -Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 2005. -Вып. 3. -С. 2-6.
  • Богин, Г. И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику/Г. И. Богин. -Тверь: Изд-во ТГУ, 2001. -731 с.
  • Богин, Г. И. Филологическая герменевтика/Г. И. Богин. -Калинин: КГУ, 1982. -86 с.
  • Воробей, И. А. «Бог» и «Ангел» в поэзии Р.М. Рильке (Конкорданс и Интерпретация)/И. А. Воробей. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. -120 с.
  • Гафарова, А. С. Художественный текст vs. художественный дискурс/А. С. Гафарова. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://rgf.tversu.ru/node/486 (дата обращения: 20.06.2013). -Загл. с экрана.
  • Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию/В. фон Гумбольдт. -М.: Прогресс, 1984. -397 с.
  • Демьянков, В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка/В. З. Демьянков//Язык. Личность. Текст: сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой/отв. ред. В. Н. Топоров. -М.: Яз. слав. культур, 2005. -С. 34-55.
  • Емельянова, А. И. Кристаллизация концепта Geschichte (история) на пути формирования авторской концептосферы Р.М. Рильке (на примере цикла рассказов «Истории о Господе Боге»)/А. И. Емельянова//Современная филология: теория и практика: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 2 апр. 2014 г. -М.: Спецкнига, 2014. -С. 136-141.
  • Емельянова, А. И. Кристаллизация концепта Kinder (дети) как шаг в формировании авторской концептосферы Р.М. Рильке (на примере цикла рассказов «Истории о Господе Боге»)/А. И. Емельянова//Педагогическое мастерство и педагогические технологии: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 18 марта 2014 г. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. -С. 477-480.
  • Емельянова, А. И. Кристаллизация концепта Lahme (парализованный) в цикле рассказов Р.М. Рильке «Истории о Господе Боге»/А. И. Емельянова//Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований = Topical areas of fundamental and applied research III. -Vol. 1. -SC: Academic Create Space, 2014. -С. 157-163.
  • Емельянова, А. И. Кристаллизация основных концептов художественного мира Р.М. Рильке (на примере цикла рассказов «Истории о Господе Боге»)/А. И. Емельянова//European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. -2014. -№ 7, т. 1. -С. 195-203.
  • Емельянова, А. И. Основополагающие концепты художественного мира Р.М. Рильке (на примере цикла рассказов «Истории о Господе Боге»)/А. И. Емельянова//В мире научных открытий. -2014. -№ 11.1 (59): Социально-гуманитарные науки. -С. 740-762.
  • Казыдуб, Н. Н. Аксиологические системы в языке и речи/Н. Н. Казыдуб. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://psibook.com/linguistics/aksiologicheskie-sistemy-v-yazyke-i-rechi.html (дата обращения: 23.06.2014). -Загл. с экрана.
  • Карасик, В. И. Языковая кристаллизация смысла/В. И. Карасик. -Волгоград: Парадигма, 2010. -422 с.
  • Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс/В. И. Карасик. -Волгоград: Перемена, 2004. -390 с.
  • Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Лузина Л.Г., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов/Под ред. Е.С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 245 с.
  • Кубрякова, Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (Обзор)/Е. С. Кубрякова//Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты. -М.: ИНИОН РАН, 2000. -С. 7-25.
  • Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии/А. Ф. Лосев. -М.: Наука, 1993. -960 с.
  • Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса/О. В. Лутовинова. -Волгоград: Перемена, 2009. -476 с.
  • Мамардашвили, M. K. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке/М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. -М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1997. -224 с.
  • Манаенко, Г. Н. «Мир коммуникации»: взаимодействие значений «мира текста» и смыслов «мира дискурса»/Г. Н. Манаенко//Язык. Текст. Дискурс.2009.№7 -C. 17-22.
  • Олянич, А. В. Презентационная теория дискурса/А. В. Олянич. -М.: Гнозис, 2007. -407 с.
  • Потебня, А. А. Представление, суждение, понятие/А. А. Потебня//Потебня, А. А. Мысль и язык. -М.: Лабиринт, 1999. -С. 122-155.
  • Саяхова, Л. Г. Вопросы учебной лексикографии/Л. Г. Саяхова. -Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 1980. -77 с.
  • Семенов, М. О. Дискурс интернет-форумов: кристаллизация как механизм смыслообразования и техника понимания: дис. … канд. филол. наук/Семенов Михаил Олегович. -Армавир, 2013. -187 с.
  • Тюпа, В. И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы)/В. И. Тюпа. -Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. -80 с.
  • Черкасова, И. П. Кристаллизация смысла как универсальная техника понимания в пространстве поэтического дискурса/И. П. Черкасова//Герменевтический круг: текст -смысл -интерпретация. -Вып. 3. -Армавир: РИO АГПА, 2014. -164 с.
  • Черкасова, И. П. Лингвокультурный концепт «ангел» в пространстве художественного мышления/И. П. Черкасова. -Армавир: Изд-во АГПУ, 2005. -С. 88-112.
  • Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса: автореф. дис. … д-ра филол. наук/Шейгал Елена Иосифовна. -Волгоград, 2000. -31 с.
  • Cassirer, E. Philosophy of Symbolic Forms/E. Cassirer//The Phenomenology of Knowledge. -New Haven: Yale University Press, 1957. -Vol. III. -P. 160-167.
Еще
Статья научная