Контуры современного сакрального пространства амурских нанайцев

Бесплатный доступ

Статья акцентирует внимание на мировоззренческих установках нанайцев, определяющих построение их современного культурного ландшафта. Частью его являются образы, имеющие отношение к этническому наследию и рожденные в контексте шаманских традиций. Маркеры Мифического Космоса «граница», «дорога» соотносятся с границами жилого пространства, маршрутами промысловиков и проходом, соединяющим мир живых и мертвых. В современном культурном пространстве нанайцев они служат константами, на которые наслаиваются конструкции, порожденные изменениями в обществе. Такая модификация одушевленной среды выражается в переосмыслении и новой интерпретации топонимов, исполнявших роль локусов Мифического Космоса, в использовании новых средств воздействия и приемов в установлении контактов с духовным миром. В современной концепции одушевленного ландшафта изъята промысловая составляющая, являвшаяся стержнем традиционного мироустройства и пластом архаического наследия; в связи с гонениями на амурских шаманов в период советской власти утрачен ритуальный шаманский элемент. Сегодня масс-медийное пространство выступает одним из главных факторов, формирующих новые подходы и установки в осмыслении локальной истории, углубляя ее до археологического прошлого и объясняя некоторые явления с позиции теософских концепций. В настоящее время информационное поле выступает и источником появления новых мест поклонения, табуированных зон на карте Хабаровского края. В основу статьи положены полевые сведения автора, собранные в среде амурских нанайцев. Часть из них составляют наблюдения и рассказы информаторов Нанайского района Хабаровского края.

Еще

Современное сакральное пространство, нанайцы, шаманизм, границы, дорога, поселение, медийные источники

Короткий адрес: https://sciup.org/14522292

IDR: 14522292

Список литературы Контуры современного сакрального пространства амурских нанайцев

  • В нанайском селе Дада арбузы с загадочными иероглифами. Репортаж. 11.09.2011. -URL: http://www. 5-tv.ru/news/45109/
  • Переверзева О.В. Центрированное и линейное освоение этнокультурного ландшафта (сравнительный анализ случаев Русского Поморья и Нижнего Амура)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: мат-лы Итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004. -Т. X, ч. 2. -С. 111-116.
  • Соболевская Н.И. Мифы и памятники культурного пространства среднеамурской равнины//Проблемы изучения и популяризации традиционной культуры ко ренных народов Дальнего Востока России. -Хабаровск: Изд-во ХККМ, 1996. -С. 55-62
  • Широкогоров С.М. Опыт исследования шаманства у тунгусов//Учен. зап. ист.-филол. факультета в г. Владивостоке. -Владивосток: , 1919. -Т. 1. -С. 47-108
Статья научная