Концепт «художник» в раннем творчестве Т. Манна

Автор: Шарапенкова Наталья Геннадьевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 7 (144), 2014 года.

Бесплатный доступ

Предпринята попытка провести одну, ключевую тему художника в двойном, соотносимом - модальном - звучании (человек как художник и художник как человек), реализованную применительно к Т Манну в емком определении Х. Курцке «das Leben als Kunstwerk» («жизнь как художественное произведение»). В современной науке творчество Т. Манна (1875-1955) относят к «неклассическому» типу поэтики - к поэтике художественной модальности. Новая концепция образа человека как становящегося и неготового сформировала на этом этапе развития художественного сознания и иное восприятие художника. Концепт «художник» подвергся в начале ХХ века радикальному пересмотру: в данной статье речь идет не о художнике-литераторе, беллетристе, а о художнике жизни. Он теперь не только творец новых образов, призванных возбуждать то или иное чувство, навевать то или иное настроение, но художник-демиург, создающий миры. У Т. Манна очень рано формируется ключевое для понимания данной темы понятие «Lebensform» («жизненная форма», «форма жизни») или «Daseinsform» («форма существования», «форма бытия»). Роман «Королевское высочество» (1909) интерпретируется в статье не в сугубо лингвостилистическом или литературоведческом планах, а через расшифровку новой концепции человека, зашифрованной в концепте «художник». «Королевское высочество», как это проанализировано в статье, это произведение с определенным уклоном в иносказание, роман о художестве и художниках, которые не творят тексты, а практикуют жизнь («Lebenskunst»).

Еще

Роман о художнике, концепт, поэтика художественной модальности

Короткий адрес: https://sciup.org/14750742

IDR: 14750742

Список литературы Концепт «художник» в раннем творчестве Т. Манна

  • Broytman S. N. Istoricheskayapoetika . Moscow, Izd-vo RGGU, 2001. 405 p.
  • Mal’chukov L. I. Na grani dvukh soznaniy. Dialogizm kak printsip poetiki brat’ev Mann (1890-1910 gg.) . Petrozavodsk, Izd-vo PetrGU Publ., 1996. 525 p.
  • Mann T. “King’s Highness” . Sobranie sochineniy: V10 t. . Moscow, GIKhL Publ., 1960. Vol. 9. P. 371-378.
  • Mann T. From the diaries/Intr. I. Ebanoidze “Whose life is a symbol” . Novyy mir. 1996. № 1. P. 181-202.
  • Mann T. King’s Highness . Sobranie sochineniy: V 10 t. . Moscow, GIKhL Publ., 1959. Vol. 2. P. 7-358.
  • Mann T. Tonio Krjoger . Sobranie sochineniy: V10 t. . Moscow, GIKhL Publ., 1959. Vol. 7. P. 194-259.
  • Mann G., Mann T. Epokha; Zhizn’; Tvorchestvo. Perepiska . Moscow, 1988. 413 p.
  • Pavlova N. S. “ Intellectual novel” . Zarubezhnaya literatura XX veka /L. G. Andreev, A. V. Karel’skiy, N. S. Pavlova. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2000. P 194-251.
  • Rusakova A. V. TomasMannvpoiskahh "novogogumanizma”. Leningrad, Izd-vo LGU, 1969. 158 p.
  • Kurzke H. Thomas Mann. Das Leben als Kunstwerk. Wuerzburg, 2000. 683 s.
  • Kurzke H. Thomas Mann. Epoche-Werk-Wirkung. Muenchen, 1991. 213 s.
  • De Mendelssohn P. Der Zauberer. Das Leben des deutschen Schriftstellers Th. Mann. Erster Teil. 1875-1918. Fr/M, 1975. 754 s.
Еще
Статья научная