Концепт чай в повести "Записки из мертвого дома" и романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию концепта чай в двух произведениях Ф. М. Достоевского - повести Записки из Мертвого дома (1860-1861) и романе Преступление и наказание (1865-1866). Доказывается, что, отражая культуру русского чаепития, концепт чай и в романе Преступление и наказание, и в повести Записки из Мертвого дома включает как традиционные репрезентации чая - чай как элемент быта, чай как часть трапезы, чай как атрибут дружбы и общения, так и новые, сформированные уже самим Ф. М. Достоевским, - чай для размышлений, чай как лекарство и источник сил, чай как источник духовного равновесия. Выделяется важная для психологической линии произведений репрезентация чай как хронометр - когда герои сверяют свои внутренние часы со временем подачи чая, а также с температурой остывающего напитка. Подробно рассматривается характерная для Достоевского репрезентация чай как мерило достатка, получившая в обоих произведениях новое прочтение; в романе она представлена через ситуацию угощение чаем и через описания качества напитка, в повести - через репрезентацию чай как роскошь. Устанавливается роль концепта чай в раскрытии основной авторской идеи произведений Достоевского. Наряду с другими представленными в тексте концептами, такими как вино, табак, пища, карты, чай в Записках из Мертвого дома позволяет противопоставить волю и каторгу, способствует трансляции мысли об абсолютной ценности свободы. Призванные воссоздать особые состояния человека - на границе света и тьмы, жизни и смерти, богатства и нищеты, репрезентации концепта чай в Преступлении и наказании во многом способствуют раскрытию душевного состояния Раскольникова, вписываются в семантику современного Ф. М. Достоевскому Петербурга.

Еще

Достоевский, концепт, чай, каторга, петербургский текст, языковая картина мира

Короткий адрес: https://sciup.org/147235070

ID: 147235070   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-2-81-88

Список литературы Концепт чай в повести "Записки из мертвого дома" и романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского

  • Аввакумова Н. В., Бурдин И. В. Понятие концепт в литературоведении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 7. С. 97-100.
  • Владимирцев В. П. Петербург Достоевского (проблема локальных историко-этнографических отражений // Проблемы исторической поэтики. Вып. 1. Петрозаводск: ПГУ, 1990. С. 82-99.
  • Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2000. 736 с.
  • Достоевский Ф. М. Собр. cоч.: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 3. 463 с.
  • Достоевский Ф. М. Собр. cоч.: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 5. 543 с.
  • Сафронова Е. Ю. Художественный Кодекс Ф. М. Достоевского: система наказаний в Записках из Мертвого дома // Филология и человек. 2015. Вып. 1. С. 77-89.
  • Фокин П. Е. Достоевский без глянца. СПб.: Амфора, 2007. 464 с.
  • Фокин П. Е. Достоевский глазами современников. СПб.: Амфора, 2016. 460 с.
  • Цзоу С. Национально-культурная специфика концепта чай и ее учет в обучении русскому как иностранному китайских студентов // Известия РГПУ им. Герцена. 2007. № 1. C. 437-441.
  • Якубович И. Д. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. СПб.: Академический проспект, 1999. Т. 1. 540 с.
Другой