Конь в свадебной обрядности хакасов (конец XIX - середина XX века)

Бесплатный доступ

Впервые представлена характеристика коня / лошади, как ключевого объекта, задействованного в свадебной обрядности хакасов. Исследование базируется на историко-этнографических, фольклорных источниках и данных хакасского языка. Используемые в работе фольклорные материалы - отрывки из героических сказаний (алыптығ нымахтар) в авторском переводе на русский язык и архивные этнографические сведения публикуются впервые.В работе дан анализ места и роль коня в фольклоре, соционормативной и ритуальной практике, связанных с брачной традицией хакасов. В ходе изучения данного вопроса автор приходит к выводу о том, что конь и его образ играли одну из главных ролей в свадебном обряде народа, что обусловлено рациональным и иррациональным значениями. С утилитарной точки зрения лошадь являлась незаменимым и ключевым транспортным средством, эквивалентом материальной ценности, показателем социального положения владельца и, наконец, одним из источников мясной пищи. В религиозно-мифологическом значении конь был тесно связан с миром духов и божеств, мыслился продолжением человека и мог использоваться в качестве символической замены души человека - пас ат. Образ коня устойчиво ассоциировался с идеей витальности и плодородия, наделяясь апотропейными свойствами. Это способствовало активному вовлечению его в дарообменные процессы как внутри человеческого коллектива, так и во взаимоотношениях с потусторонним миром и его обитателями.

Еще

Хакасы, традиционная культура, свадьба, умыкание, обрядность, конь, образ, символ, дарообмен

Короткий адрес: https://sciup.org/147240207

IDR: 147240207   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-3-140-154

Список литературы Конь в свадебной обрядности хакасов (конец XIX - середина XX века)

  • Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1996. 224 с.
  • Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 376 с.
  • Каратанов И. И. Черты внешнего быта качинских татар // Изв. Имп. рус. географ. об-ва. 1884. Т. 20, вып. 6. С. 618-645.
  • Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.
  • Костров Н. А. Качинские татары. Казань, 1852. 66 с.
  • Костров Н. А. Кизильские татары. Казань, 1853. 38 с.
  • Кропоткин А. А. Саянский хребет и Минусинский округ // Живописная Россия. СПб.; М.: Изд. Тов-ва М. О. Вольф, 1895. Т. 12, ч. 1: Восточные окраины России. Восточная Сибирь. С. 19-50.
  • Кузнецова А. А., Кулаков П. Е. Минусинские и ачинские инородцы. Красноярск: Тип. Енисейского. губ. управления, 1898. 298 с.
  • Островских П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // Живая старина. 1895. Вып. 3-4. С. 297-348.
  • Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII-XIX вв.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. 104 с.
  • Спасский Г. И. Народы, кочующие вверху реки Енисей // Сибирский вестник. 1818. Ч. 1. С. 1-25.
  • Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 212 с.
Еще
Статья научная